Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Март 2024 (28)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)
Октябрь 2023 (26)

«Дары Крымской земли»

«Дары Крымской земли»
Барсамов Н.С. (1892-1976), 1973 г.


Натюрморту принадлежит видная роль в искусстве. Произведения художника-натюрмортиста могут говорить об изысканной роскоши редкостных вещей и о тихой красоте повседневно окружающих человека предметов. Натюрморты заставляют радоваться диковинным рыбам, птицам и прекрасным раковинам или же задумываться о преходящих увлечениях жизни — когда на них изображены заброшенные вещи, забытые сокровища или запыленные книги… Натюрморт — «неживая природа» — учит видеть и понимать красоту в окружающем.

В советском искусстве натюрморт получил распространение и в виде живописного этюда, и в виде большой декоративной композиции. Менее разработана та его разновидность, к которой прежде всего относится понятие «тихая жизнь», — интимная по своему звучанию, довольствующаяся малым в выборе предметов и любовно раскрывающая их эстетическую прелесть. Эти предметы предстают словно впервые увиденные после того, как их годами не замечали, вносящими в жизнь людей свою долю красоты и тихого счастья. Среди мастеров такого натюрморта видное место принадлежит Николаю Степановичу Барсамову (1892-1976).

В 60-70-х годах художник создал, помимо портретов и различных композиций, много натюрмортов, написанных свежо, энергично, подчас как бы с горячностью. Барсамов стремится к максимальной выразительности. Предмет изображения композиционно един. Разумеется, большую роль играют и цвет, и характер поверхности изображенных предметов.

Среди натюрмортов этого периода некоторые выделяются крайней скупостью в отборе материала: картина может изображать лишь одну разрезанную дыню или трех рыбок, или несколько ягод клубники, лежащих прямо на столе. Бедный выбор предметов не разочаровывает: Барсамов умеет сделать их изображение на редкость привлекательным.

Настоящей поэмой крымским виноградникам стал натюрморт «Дары Крымской земли» 1973. Старые глиняный кувшин, потертый и матовый, выгодно подчеркивает блеск бордово-синих гроздей винограда на приглушенном горчичном фоне, едва срезанных с лозы. Мягкий каскад желто-зеленых листьев оттеняет рубиновый цвет вина в фужере. Игра с фактурами, влажность ягод и блеск прозрачного фужера позволяют ощутить материальность — если не сказать «телесность» — каждого предмета.