Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 185-летию И.Н. Крамского
8 июня исполняется 185 лет со дня

Архив новостей

Июль 2022 (2)
Июнь 2022 (32)
Май 2022 (24)
Апрель 2022 (35)
Март 2022 (30)
Февраль 2022 (31)

Икона «Рождество Христово» XVI в.

Икона «Рождество Христово» XVI в.7 января отмечается один из главных православных праздников Рождество Христово. Празднование было установлено православной церковью с IV века.
Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова. Из Византии она пришла на Русь.

Иконография Рождества Христова развивается на основе Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковного Предания. Особая почитаемость Рождества Христова выразилась в весьма сложной иконографии: пещера, спеленутый Младенец, лежащий в яслях, над ним склоняют головы домашние животные (вол, осел). На ложе изображается полулежащая фигура Богоматери. По сторонам на уступах гор и за ними — три волхва, иногда скачущие на конях и указующие на Вифлеемскую звезду, иногда коленопреклоненные, преподносящие дары; поющие ангелы и пастух (иногда играющий на рожке, около него — одна или две овцы).
Волхвы, или мудрецы, связаны с пророчествами о рождении Спасителя мира: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1-2).
В нижней части композиции с одной стороны изображается сидящий Иосиф и перед ним «дух сомнения» (старец), с другой — купель и перед ней две женские фигуры. Одна из женщин наливает воду, другая держит Младенца. В усложненных композициях снизу помещают фигуру царя Ирода, волхвов перед ним, кроме того, изображается сцена избиения первенцев (младенцев мужского пола).

В постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея представлена икона «Рождество Христово» (XVI в.), иконография которой соотносится с традицией школы Андрея Рублева.