7 января отмечается один из главных православных праздников Рождество Христово. Празднование было установлено православной церковью с IV века.
Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова. Из Византии она пришла на Русь.
Иконография Рождества Христова развивается на основе Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковного Предания. Особая почитаемость Рождества Христова выразилась в весьма сложной иконографии: пещера, спеленутый Младенец, лежащий в яслях, над ним склоняют головы домашние животные (вол, осел). На ложе изображается полулежащая фигура Богоматери. По сторонам на уступах гор и за ними — три волхва, иногда скачущие на конях и указующие на Вифлеемскую звезду, иногда коленопреклоненные, преподносящие дары; поющие ангелы и пастух (иногда играющий на рожке, около него — одна или две овцы).
Волхвы, или мудрецы, связаны с пророчествами о рождении Спасителя мира: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1-2).
В нижней части композиции с одной стороны изображается сидящий Иосиф и перед ним «дух сомнения» (старец), с другой — купель и перед ней две женские фигуры. Одна из женщин наливает воду, другая держит Младенца. В усложненных композициях снизу помещают фигуру царя Ирода, волхвов перед ним, кроме того, изображается сцена избиения первенцев (младенцев мужского пола).
В постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея представлена икона «Рождество Христово» (XVI в.), иконография которой соотносится с традицией школы Андрея Рублева.