Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Октябрь 2024 (14)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (31)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)

Ко Дню Крещения Руси: иконография Богородичного цикла

В постоянной экспозиции музея представлена обширная коллекция икон. Известный искусствовед И.К. Языкова в труде «Богословие иконы» отмечала: «Православная икона является одним из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сегодня она как духовный феномен и как особый вид искусства, все сильнее привлекает к себе внимание ученых всего мира. Икона - это книга о вере, которая языком линий и красок раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви».

Совершенно особое место в русской культурной традиции занимает иконописный образ Богоматери. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. По православному календарю в этом году 28 августа празднуется Успение Пресвятой Богородицы.
Многие из икон, посвященных Богородице, прославились как чудотворные и явленные, были свидетелями и участниками русской истории: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская. По преданию, Владимирская икона несколько раз спасала Москву во время нашествия татар, Донская принимала участие в исторической Куликовской битве. До наших дней сохранились основные типы изображения Богоматери, пришедшие на Русь из Византии: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая).

Ко Дню Крещения Руси: иконография Богородичного цикла«Икона Божией матери Донская» относится к типу «Елеуса» (Умиление). Свое название икона получила не по реке Дон, а по имени князя Дмитрия Донского. Как пишет историк Н.М. Карамзин, в 1380 г. во время битвы на Куликовском поле «Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска». Образ был поднесен князю донскими ратниками из городка Сипотина, во время сражения он был укреплен на древне как хоругвь. Позднее икону поместили в Успенском соборе, а затем – в Благовещенском соборе Московского Кремля. Многочисленные списки с иконы указывают на значимость этого образа в русской истории и культуре.


Ко Дню Крещения Руси: иконография Богородичного цикла«Указующая Путь» - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Икона «Богоматерь Святогорская» XIX в. относится к типу «Одигитрия» и отличается декоративным решением. Богородица в богато вышитом алом мафории поддерживает левой рукой отрока Христа, который благословляет правой рукой, а в левой сжимает белый свиток – один из символов Священного Писания. Нимбы и геометрический орнамент золотого фона выполнены прочерками.
Церковное предание гласит, что «Одигитрия» явилась в 1563 году юродивому Тимофею. Однажды вечером он увидел в воздухе над Синичной горой икону, которая находилась в церкви села Ворочи Псковской епархии, и услышал голос, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. В 1569 году, ровно через шесть лет, на горе явилась вторая икона («Умиление»). Гора с тех пор стала называться Святой, а иконы Святогорскими. От явленных икон стали совершаться исцеления. Позже на этом месте был основан Святогорский мужской монастырь.

Ко Дню Крещения Руси: иконография Богородичного циклаИкона «Богоматерь Споручница грешных» (1 половина XIX в.) получила свое название по сохранившейся надписи «Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя сыну». Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами. Богородица изображена по пояс, левой рукой держит младенца Христа, который сжимает её правую руку. Икона украшена коронами, что свидетельствует о её украинском или белорусском происхождении.
Древний образ был обретён в 1843 году в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии, где он впервые прославился чудесными исцелениями в середине прошлого столетия, в том числе во время эпидемии холеры. Икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней.






Ко Дню Крещения Руси: иконография Богородичного цикла«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» - наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Она известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Икона ««Богоматерь скорбящая. Всем Скорбящим Радость» (с предстоящими на полях Святой Надеждой и Святой Параскевой), вероятно, относится к украинской иконописной школе XIX в.
«Всех скорбящих Радость» - начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.
Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов».
Композиция иконы «Всех скорбящих Радость» отражает представление ранних христиан о вселенной и делится на три части: землю (со страждущими), небо (изображения Солнца и Луны) и царствие Божие (изображение Бога Отца). На левой руке Богоматери восседает благословляющий Младенец Христос. В правой руке Дева Мария держит крест. Слева и справа от Богоматери фигуры Архангела Михаила и Великомученицы Натальи. Над ними в облаках Бог Отец в светлых одеждах.
В нижней части по обе стороны от Богоматери двумя рядами располагаются скорбящие, больные, алчущие. Среди них изображены ангелы-утешители со свитками: «Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости (Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим)».


Ко Дню Крещения Руси: иконография Богородичного циклаИкона «Богоматерь Живоносный источник» связана с византийской традицией. Согласно церковному преданию, в роще под Константинополем будущий император Лев Маркелл услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник, оказавшийся чудотворным. Святой ключ был назван императором «Живоносным источником», здесь был воздвигнут храм в честь Богородицы, для него была написана одноименная икона.
В VI веке император Юстиниан Великий, после того, как, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни, выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь. Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм.
Богоматерь изображена в фиале (чаше), стоящей посреди источника. Справа и слева от нее парят архангелы. Внизу источник оформлен срубом в виде равноконечного креста сложной формы, у источника страждущие. Выше едва читаются эти же надписи, выполненные другим шрифтом. По центру сохранилась плохо читаемая надпись: «Синоксарь в пятокь светлыя недели».

Известный историк византийского и древнерусского искусства Н.П. Кондаков в труде «Иконография Богоматери» отметил: «Икона живет в предании и держится его бережением, как в типах, так и в самих композициях и их построении. […] Икона Божией Матери, помимо характера и типа, в ней изображенного, приобретает постепенно, вместе с ходом христианского искусства и развитием в нем своей роли (приблизительно уже с V века), особую черту, проводимую на ней тем самым отношением к ней молебщика, по которому она становится «моленной» иконой. […] Настает другая эпоха, когда образ Божией Матери как бы воспринимает в себя личное чувство молящегося и отвечает в произведениях художественной кисти различным его настроениям, становясь «образом благочестия» и христианской любви».