За более чем полтора столетия своего существования галерея приобрела мировую славу: каждый год ее постоянные экспозиции и выставки посещает несколько миллионов человек. Основное здание, открытое для посещения в 1870 г., находится в Лаврушинском переулке, относящемся к одному из древнейших районов столицы – Замоскворечью, новые залы располагаются на Крымском валу.
Павел Михайлович Третьяков (1832-1898), ее основатель, принадлежал к известному купеческому роду. Его всегда интересовала история искусства. О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея.
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова.
В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался.
По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.
Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция также включала в себя более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства.
К 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.
Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, пополнение экспозиций и хранилищ неуклонно продолжается.
***
По акту приема/передачи №3 от 6 апреля 1952 г. из фондов Третьяковской галереи в коллекцию Симферопольской картинной галереи было передано свыше 20 произведений изобразительного и скульптурного искусства. Вот уже более 60 лет полотна и скульптуры из Третьяковской галереи занимают почетное место в постоянной экспозиции музея.
Развитие русского иконописного искусства XV-XVII вв. демонстрируют храмовые праздничные иконы «Рождество Христово» и «Рождество Богородицы» и житийная икона «Иоанн Богослов на острове Патмос».
Еще Нил Синайский (V в.) писал, что иконы находятся в храмах «с целью наставления в вере тех, кто не знает и не может читать священное писание». Ту же самую мысль — и почти в тех же выражениях — находим у папы Григория Великого (VI—VII вв.): обращаясь к епископу Массилии, он замечает, что неграмотные люди, смотря на иконы, «могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях». По словам Иоанна Дамаскина (VIII в.), «иконы являются для неученых людей тем, чем книги для умеющих читать; они — то же для зрения, что и речь для слуха» [Успенский Б. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа "Языки русской культуры", июль 1995. – С.226.].
Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывается с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).
Наиболее ранняя из икон, переданных музею из собрания П.М. Третьякова - «Рождество Христово» (XV в.). В центре иконы помещено изображение возлежащей Богоматери. Она склоняется вправо, опираясь головой на левую руку и повернувшись в сторону, противоположную от яслей с младенцем. Свободное, непринужденное изящество ее позы и силуэта выражает отдохновение. Очерку ее пропорциональной, не очень удлиненной фигуры мягко и плавно вторят линии красного ложа. Алая киноварь дана на желтовато-прозрачном фоне светлых горок, но особенно загорается от соседства с зеленым цветом одежд, придавая радостность славословия звучанию колорита всей иконы.
Справа от Богоматери изображены юные пастухи. Прижавшись друг к другу, они с удивлением смотрят вверх на звезду. Их головы обнажены. Текст Евангелия от Луки (гл.2, ст.1,11,12) гласит: «И рече им ангел: не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям…Яко родился вам днесь Спас яже есть Христос господь, во граде давидове. И се вам знамение: обрящете младенца повита лежаша в яслях».
Слева к младенцу с благоговением, с музыкальной ритмичностью склоняются три ангела. Склонения ангелов ритмически вторят склонению Богоматери, а выше ему же вторят две склоненные вправо горные вершины – одна в середине, а другая в углу иконы.
К младенцу склоняются слева белая голова осла, похожая на конскую, а справа светло-коричневая вола, согревающих его своим дыханием.
В верхних углах иконы на фоне горок со склоняющимися в разные стороны от центра вершинами видны слева три всадника, а справа три славословящих ангела. Группа волхвов дана в сильно уменьшенном масштабе по сравнению со всеми другими изображениями, отчего они кажутся в пространственном отдалении от главного действия, но единовременными с ним [Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. – М.: Наука, 1972. – С.91].
Очерк горы, на фоне которой едут всадники, низводит взгляд зрителя к группе из трех ангелов, заслоненных до пояса горками, нависающими над вертепом и ритмически связывающими славословящих ангелов с тремя склоняющимися перед младенцем.
В нижнем правом углу иконы, под изображением пастушков, дана сцена купания младенца. Здесь изображена охряно-желтая купель с золотым ассистом и с темно-зеленой водой. От сцены купания младенца веет духом античности: спокойный ритм, задумчивая непринужденность поз, ничего лишнего. Вся композиция в предельном обобщении сводится к прямоугольному треугольнику, являющемуся частью пирамиды, но с мягкими очертаниями горы.
Циклическое построение пространства иконы приводит взгляд зрителя к сцене, расположенной в левом нижнем углу иконы: к сидящему в глубокой задумчивости Иосифу и старцу, стоящему перед ним. Иосиф дан почти вдвое большим по величине, чем старец, чем подчеркнута его значительность. На нем темно-оливковая одежда, окутывающая всю его фигуру наподобие плаща. В позе Иосифа чувствуется его сосредоточенная самоуглубленность. Согбенная спина, голова, опущенная на грудь, живая линия колена и выставленной вперед левой ноги, на которой покоится левая закутанная в одежды рука, волнистая линия ниспавшей на землю одежды с изящным острым кончиком полны спокойствия и устойчивости позы, удобной для размышления. Композиционно фигура Иосифа также свободно вписывается в некий треугольник.
Любя звучный цвет в просветленной среде, мастер «Рождества Христова» мыслит формы не как плоскостные пятна и силуэты, а как легкие объемы в неглубоком, но как бы воздушном пространстве.
Данная икона отличается органичностью и свободой композиционного построения, подчиненного единому внутреннему ритму, столь характерному для мастеров круга Рублева. Все изображение наделено в нем значительностью и в то же время большой свободой, пространственной и духовной. Она отличается звучной прелестью и прозрачностью колорита, разнообразием тональностей, тонкостью характеристик персонажей и сердечной естественностью их общения друг с другом [Там же – С. 95].
Вторая икона, «Рождение Богородицы», более поздняя, относится уже к XVII в. Ее сюжет повествует о чудесном рождении Марии. В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна. От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.
И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
В верхнем ярусе иконы представлены сцены благовестия Иоакиму и благовестия Анне; ниже помещена сцена встречи супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма. Далее представлено собственно Рождество Богородицы. Праведная Анна полулежит на высоком ложе - ее изображение крупнее других. Перед ней проходят вереницей жены с дарами, рядом с ложем изображены повивальная бабка и служанки, омывающие Марию в купели.
Сцена купания, как и в случае с иконой «Рождество Христово», является канонической. Что касается сцены Ласкания Марии, присутствующей на иконе в нижней части справа, то она существовала в искусстве Византии и Древней Руси как часть цикла, посвященного жизни Богоматери, начиная уже с XII века. В пространстве икон «Рождество Богоматери» для этой композиции создается специальное архитектурное обрамление. В нижней части иконы изображены черные и белые лебеди возле источника – символа Богоматери [Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. Том 1. – М.: Возрождение, 1992. – 560 с.].
Третья икона, «Иоанн Богослов на острове Патмос» (XVII в.), относится к житийным иконам Строгановской школы. От рассмотренных ранее икон школы Андрея Рублева ее отличают богатство оформления, красочность. Интерес к иконам этой школы возникает в XIX в. «В наше время в большой славе отличные по письму иконы Строгановские...», – пишет один из авторов начала XIX в. Строгановские иконы были в то время менее всего записанными, а потому самыми красивыми и самыми доступными для эстетического восприятия [Андрей Рублев и его эпоха. – С. 17-18.].
Название «строгановская школа» возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон этого направления, но авторами большинства произведений строгановской школы были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых – ценителей тонкого и изощренного мастерства. Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов.
Иоанн Богослов, апостол, евангелист (ск. ок. 105—106), согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии – дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией апостол Иоанн направился в малоазийский город Эфес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонений императора Нерона Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано «Откровение» (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Эфес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. «Апостолом любви» именует Церковь Иоанна Богослова. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела. В древности на могиле апостола Иоанна каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.
Известно также, что Иоанн Богослов почитался на Руси наставником живописного иконного дела. В «Сказании о святых» ему полагалась особая молитва об изучении иконного дела. В русских прописях и азбуковниках XVII в. содержались стихи апостолу Иоанну как учителю иконной живописи.