В собрании Симферопольского художественного музея хранится натюрморт крымского живописца Адама Захаровича Каца (1923–1984), написанный в 1971 году.
Большой ценитель классической музыки, Адам Захарович на протяжении 10 лет (1968–1977 годы) стремился воплотить образ всемирно известного композитора Людвига ван Бетховена, основной идеи его 9-й симфонии – призыва к борьбе за свободу, к единению человечества («Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!»). В своем триптихе «Раздумье к 9-ой симфонии Бетховена» он показал актуальность произведения великого композитора в наши дни.
Интересно обращение к образу великого музыканта в работе «Натюрморт со скрипкой» 1971 г., где изображен гипсовый слепок с прижизненной маски Бетховена.
Гипсовую маску с лица 41-летнего Бетховена снял в 1812 году немецкий скульптор Франц Кляйн. На лицо композитора, смазанное маслом, был наложен жидкий гипс. Процедура удалась только со второй попытки, поскольку Бетховен, боявшийся задохнуться под толстым слоем застывающего гипса, сбросил маску.
Франц фон Штук. Посмертная маска Бетховена. 1896–1905.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Оригинал маски хранится в Музее истории города Вены. А в ГМИИ им. А.С. Пушкина находится картина «Посмертная маска Бетховена» (1896–1905) немецкого художника Франца фон Штука – на ней мы видим маску с золотым лавровым венком.
Александра Кугушева,
завотделом по научно-экспозиционной
деятельности музея
завотделом по научно-экспозиционной
деятельности музея