Художник Елена Петровна Самокиш-Судковская (в девичестве Бенард, 1862, Санкт-Петербург — 1924) окончила Павловский институт благородных девиц, училась изобразительному искусству в Гельсингфорсе (Хельсинки, Финляндия) и в Париже, брала уроки рисования у профессора Императорской Академии художеств В. П. Верещагина. В начале ХХ века состояла в Первом дамском художественном кружке. Получила большую известность как иллюстратор. За рисунки для «Коронационного сборника» (1896) была удостоена Высочайшего благоволения.
Двойная фамилия Самокиш-Судковская сложилась после замужеств Елены Петровны: в 1883 году за академика живописи, мариниста Р. Г. Судковского, а после его смерти в 1889 году за академика батальной живописи Н. С. Самокиша.
Большой популярностью пользовались иллюстрации Елены Петровны в еженедельном журнале для семейного чтения «Нива». Издававшийся 48 лет журнал имел такой успех, что его тиражи в некоторые годы достигал 275 тысяч. Нередко художник оформляла рождественские и пасхальные номера «Нивы» (№ 16 за 1899, № 15 за 1902, № 52 за 1904 и др.).
В коллекции Симферопольского художественного музея хранится эскиз рождественского номера этого журнала за 1895 год кисти Е. П. Самокиш-Судковской.
Эскиз на тонированном картоне того же размера, что и само издание. Автор для создания рождественской атмосферы использовала лишь два цвета акварели (чёрный и красный) и белила.
В центре композиции в чётко очерченном красном прямоугольнике изображена идущая по ночной улице молодая дама с ребёнком. Она держит в руке два перевязанных лентой свёртка — это подарки. На втором плане лошадь с кучером и фигуры людей. Идёт снег. Прямоугольник обрамляет заснеженная ёль. Внизу — маленькие зимние птички. Снегом покрыты даже буквы. Вверху горит звезда, символизирующая Вифлеемскую.
Поместив на эскиз традиционные символы — звезду, снег, ёлку, подарки, цифры года — Елена Петровна виртуозно передала предпраздничное настроение и ожидание чуда зрителю.
Анна Полканова,
старший научный сотрудник музея
старший научный сотрудник музея