Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Коллекция музея. Е. Самокиш-Судковская. Эскиз обложки журнала Нева

Коллекция музея. Е. Самокиш-Судковская. Эскиз обложки журнала Нева


Художник Елена Петровна Самокиш-Судковская (в девичестве Бенард, 1862, Санкт-Петербург — 1924) окончила Павловский институт благородных девиц, училась изобразительному искусству в Гельсингфорсе (Хельсинки, Финляндия) и в Париже, брала уроки рисования у профессора Императорской Академии художеств В. П. Верещагина. В начале ХХ века состояла в Первом дамском художественном кружке. Получила большую известность как иллюстратор. За рисунки для «Коронационного сборника» (1896) была удостоена Высочайшего благоволения.

Двойная фамилия Самокиш-Судковская сложилась после замужеств Елены Петровны: в 1883 году за академика живописи, мариниста Р. Г. Судковского, а после его смерти в 1889 году за академика батальной живописи Н. С. Самокиша.

Большой популярностью пользовались иллюстрации Елены Петровны в еженедельном журнале для семейного чтения «Нива». Издававшийся 48 лет журнал имел такой успех, что его тиражи в некоторые годы достигал 275 тысяч. Нередко художник оформляла рождественские и пасхальные номера «Нивы» (№ 16 за 1899, № 15 за 1902, № 52 за 1904 и др.).

В коллекции Симферопольского художественного музея хранится эскиз рождественского номера этого журнала за 1895 год кисти Е. П. Самокиш-Судковской.

Эскиз на тонированном картоне того же размера, что и само издание. Автор для создания рождественской атмосферы использовала лишь два цвета акварели (чёрный и красный) и белила.

В центре композиции в чётко очерченном красном прямоугольнике изображена идущая по ночной улице молодая дама с ребёнком. Она держит в руке два перевязанных лентой свёртка — это подарки. На втором плане лошадь с кучером и фигуры людей. Идёт снег. Прямоугольник обрамляет заснеженная ёль. Внизу — маленькие зимние птички. Снегом покрыты даже буквы. Вверху горит звезда, символизирующая Вифлеемскую.

Поместив на эскиз традиционные символы — звезду, снег, ёлку, подарки, цифры года — Елена Петровна виртуозно передала предпраздничное настроение и ожидание чуда зрителю.

Анна Полканова,
старший научный сотрудник музея