Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (27)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. Лагорио

К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоЛев Феликсович Лагорио родился в Феодосии 9 декабря 1826 г. (по другой версии - 16 июля 1827 года), в семье вице-консула Неаполитанского королевства Феликса (Феличе) Лагорио.

В.Г. Шевчук указывает на то, что отец художника был хлебопромышленником. Склонность к живописи и яркое дарование привели юношу в мастерскую к И.К. Айвазовскому, его старшему современнику, уже получившему признание Академии художеств. По настоянию последнего в 1843 году Л.Ф. Лагорио был зачислен «вольноприходящим учеником» Академии художеств и стал работать в пейзажном класс М.Н. Воробьева и в классе батальной живописи у А.И. Зауэрвейда.

Уже в ранние годы можно было отметить стремление юного живописца к наблюдению и изображению морской стихии с натуры. Летом 1845 года он участвовал в походе военного пароходо-фрегата «Грозящий», знакомился с его строением и оснасткой и условиями управления кораблем. В 1846 году Л.Ф. Лагорио путешествовал на своей лодке у берегов Финского залива, делал этюды с натуры; во время летних каникул писал картины в Старой Ладоге. За «Финляндский вид» он был удостоен малой серебряной медали.

В 1847 г. Академия художества направила Л.Ф. Лагорио на три месяца в Выборг. Результатом этой командировки явилась картина «Вид Выборга», за которую живописец была присуждена большая серебряная медаль. В конце творческого пути художник вновь обращался к теме северной природы.
В 1850 году Л.Ф. Лагорио окончил Академию художеств в звании художника XIV класса, «будучи награжден за отличные успехи в живописи золотой медалью 1-го достоинства», за «Вид на Лахте, близ Петербурга». За высокое исполнение картины «Вид болота на Лисьем носу» Лагорио предоставили заграничную командировку. Но сперва Академия направила его на Кавказ «для написания тамошних видов».
Кавказ покоряет молодого художника своей красотой, величием гор. Позднее, в 1860-х гг. он вновь и вновь возвращается сюда, изображение кавказской природы, побережья на Черном и Каспийском морях стало сюжетом многих его картин.

К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоВозвратившись из командировки в 1852 г., Лагорио представил Совету Академии отчетные работы, высоко отмеченные комиссией: «По рассмотрении написанного за Кавказом пейзажа возвратившегося оттуда пенсионера Лагорио, Совет с удовольствием замечает отличные успехи его в искусстве и надеется, что, продолжая оказывать их, он станет в ряду замечательнейших художников русской школы». В том же 1952 году Л.Ф. Лагорио принимает российское подданство.
В годы обучения в Академии Л.Ф. Лагорио был дружен с художниками Л.М. Жемчужниковым и А.Е. Бейдеманом. Ими был создан вымышленный живописный портрет «Директора Пробирной Палатки» Козьмы Пруткова. Литографии с этого портрета были отпечатаны в 1853 г., в литографии Тюлина, но цензура не разрешила выпуска этого портрета, вследствие чего не состоялось и все издание.

В 1853 г. выехал в командировку за границу, где пробыл в общей сложности семь лет. В одном из донесений в Академию он сообщал: «Вот два месяца, как я в Париже… Хотел было копировать в Лувре с Рембрандта, но дни ужасно темные и потому дома пишу маленькие эскизы. Приготовляюсь весной писать с натуры. В конце следующего марта думаю ехать в Рим».
В апреле 1854 года он сообщал из Рима, что «пишет небольшую картину с натуры, вид на садик во дворе частного дома». В письме, посланном в августе 1854 года, он опять сообщал, что занимается этюдами с натуры в окрестностях Рима, в Тиволи и Олевано. Затем он работал в Сорренто и других прибрежных местах Италии, а также на острове Капри. По истечении срока заграничной командировки совет Академии разрешил Л.Ф. Лагорио остаться еще на два года для выполнения двух видов в Швейцарии.

К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоК Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоК Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. Лагорио


В 1860 году художник возвратился в Россию и представил около тридцати работ. Среди них были широко известные картины «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа» (Государственная Третьяковская галерея), «Капо-ди-Монте в Сорренто» (Тульский музей) и «Понтийские болота» (Государственный Русский музей). За эти работы художнику было присуждено звание профессора.
Основное время командировки Л.Ф. Лагорио провел в Италии. В работах этого периода Н.С. Барсамов подчеркивает преемственность живописи Лагорио от искусства С.Ф. Щедрина. В композиции картины «Капо-ди-Монте в Сорренто» им было выделено «ярко выраженное фронтальное построение, которое вообще не свойственно искусству Лагорио, но довольно часто встречается в ранних работах С. Щедрина, написанных в Тиволи».
Другая известная работа этого периода, «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа», по оценкам современников, написана «выцветшей» палитрой. Л.Ф. Лагорио придавал мало значения красочности картин, его привлекала ясная, проработанная форма. В одном из парижских писем он писал: «В мастерских французских художников, которые пишут весьма ловко, со вкусом и эффектно, зато рисунка нет, краски и освещение не верны. Картина местами превосходна; остальная часть оной совсем неглижированна...».
Из командировки Лагорио привез еще одну картину - «Нормандский берег», написанную в 1859 году. По мнению Н.С. Барсамова, это была одна из наиболее значительных марин, написанных Лагорио в годы командировки. Картина выдержана в коричнево-серебристой гамме, свойственной живописи Л.Ф. Лагорио.
В 1860 г. была написана картина «Окрестности Неаполя с видом на Везувий» (частная коллекция). Он выбрал точку зрения с высоты окрестных гор, изображая город на тихом итальянском побережье. Исследователь А. Шестимиров указывает, что в это же время картину, изображающую Везувий, пишет А.П. Боголюбов (1824-1896), избрав вид со стороны моря и упростив композицию. Последний указывал на тщательность Лагорио в работе с деталями в ироничной манере: «Как пейзажист меж нами считался Лагорио самым даровитым, хотя всегда был он близоруким и писал этюды в бинокль».

К концу 1850-х годов окончательно складывается художественный стиль Л.Ф. Лагорио, крупного мастера с яркой индивидуальностью. Его произведения, привезенные из командировки, получили высокую оценку современников.
В 1861 году художник вновь отправляется на Кавказ для написания видов. За представленные императору Александру II картины «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус» и «Гут-гора» он был удостоен ордена святой Анны 3-й степени со скрещенными мечами.
Природа Северного Кавказа и Черноморское побережье привлекали многих художников и исследователей. В 1863 году Л.Ф. Лагорио совершает путешествие в составе свиты великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II и наместника Кавказского. Во время экспедиции им была выполнена акварель с первым видом Новороссийска, вошедшая в альбом кавказских акварелей великого князя Михаила Николаевича. Во второй половине жизни Лагорио много работает в области графики, пишет акварелью и сепией. Он становится членом Петербургского общества акварелистов.

С 1864 года Л.Ф. Лагорио поселился в Санкт-Петербурге. Ежегодно летом он работал в Судаке, где в доме тестя у него была мастерская, а также путешествовал по России и выезжал за рубеж.

В связи с окончанием Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Л.Ф. Лагорио получил заказ на три картины, отражающие главные военные события. Картины должны быть большого размера, действующие лица должны быть изображены с портретным сходством. Для совершения поездки художник вынужден просить о выделении ему денежных средств (двух тысяч рублей) на проведение подготовительных работ: «Для написания означенных картин при требовании безусловно верной передачи местности, требования существенно важного для картин, имеющих историческое значение, этюды для них должны бы быть исполнены непременно на самом месте сражений, для чего потребуется как затрата времени, так ровно и затрата довольно значительных денежных средств для поездки». Приступив к работе над заказом в 1883 году, Л.Ф. Лагорио завершил и представил работы в 1892 г.

Указанные батальные сцены — не единственные произведения Л.Ф. Лагорио на военную тематику. Известно, что он написал морскую баталию «Суслинское дело парохода «Великий князь Константин» (в Центральном Военно-морском музее). Впрочем, картины, изображающие эпизоды из русско-турецкой войны, при всей правдивости и точности изображения являются только фиксацией исторических событий. Ряд эскизов, отражающих военные эпизоды из Кавказской, Крымской и Балканской войн, не получил живописного воплощения.

Наряду с Кавказом, одна из наиболее значительных тем в творчестве Л.Ф. Лагорио — родной Крым. В 1893 г. была проведена персональная выставка художника под общим названием «В Крыму», полностью посвященная крымской природе и Черному морю. В каталоге посмертной выставки Л.Ф. Лагорио, устроенной в 1906 году, была помещена 961 работа, включая этюды и путевые наброски. На этой выставке, как всегда, было значительное количество картин, изображающих Крым: Кучук-Ламбат, Ялта, Симеиз, Феодосия, Алушта, Севастополь, - и много работ, посвященных изображению Судака.
Картины Л.Ф. Лагорио, посвященные крымской природе, в большинстве своем дошли до нас без авторских названий. В конце XIX в. изображенные крымские достопримечательности были хорошо известны петербургскому зрителю. А. Шестимиров приводит сведения, что на аукционе Christie’s был продан «Вид на крымский берег» (1887), где «Лагорио изобразил самую известную достопримечательность Симеиза — скалы Монах, Диву и Кошку». К сожалению, подробности этого аукциона и время его проведения исследователем не приведены.

К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоС 1880-х гг. Лагорио много работает акварелью. В этот период ежегодно проходили выставки Кружка русских акварелистов, в 1887 г. переименованного в Общество русских акварелистов. Крымские акварели художника нередко воспроизводились на почтовых открытках. Л.Ф. Лагорио стремится продемонстрировать малоизвестные стороны творчества, показать наброски и этюды. Известно, что в 1901-1902 гг. в литографии А.А. Ильина была выпущена почтовая карточка, иллюстрированная акварелью Л.Ф. Лагорио «Ласточкино гнездо». После 1904 г. той же литографией был выпущен почтовый бланк, иллюстрированный акварельным видом 1903 года дачи А.К. Тобина кисти Лагорио.
Вид на мыс Ай-Тодор изображался также на полотнах «Морской вид» 1862 г., «Крым. Скалы Монах и Дива» 1887 г. с авторским повторением 1890-го года (Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (г. Владимир). В работе «Крымский пейзаж» 1891 г. (Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева), помимо вида на Ялтинскую бухту, «внимание зрителей прежде всего привлекают гора Могаби и мыс Ай-Тодор - ее самый южный выступ».





В коллекции Симферопольского художественного музея экспонируются два произведения Л.Ф. Лагорио, созданных в 1886 г. Картина «Берег моря», холст, масло, 32,2х50,2 см, была передана в фонды СХМ в 1965 г. из Киевского государственного русского музея. Известно, что до поступления в киевский музей произведение находилось в собрании С.Л. Скляренко (г. Киев).
Камерный пейзаж отмечен характерным для Лагорио приглушенным колоритом сумерек и тонкой прорисовкой деталей. Море, освещенное последними лучами скрывшегося за горизонтом солнца, омывает коричнево-серый берег, пирс с четырьмя фигурами рыбаков. На дальнем плане голубая возвышенность соприкасается с небом сложного сиренево-голубого оттенка, с кучевыми облаками у горизонта.
Акварель «Крымский вид» (бумага, акварель, 16х16,3 (лист) была написана в Судаке и изображает морское побережье с видом на Крепостную гору. Характерная крымская сакля с пристройками, четыре высоких тополя выделяются на светлом фоне моря. Под полуденными лучами солнца возвышается на горе силуэт Генуэзской крепости, за ним чередой уходят вдаль силуэты гор. Сохранилась подпись художника с точной датой создания миниатюрного крымского пейзажа: 10.03.1886 г. Акварель была передана в фонды СХМ из Государственного Русского музея в 1952 г.

К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоК Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. Лагорио


К Международному дню художника: Жизнь и творчество Л.Ф. ЛагориоСтоит отметить, что, несмотря на несомненное признание его таланта, жизнь Лагорио протекала в скромной трудовой обстановке, в стесненных материальных условиях. Для поездок с «художественной целью в Крым и южные губернии России» в 1871 году, или «на этюды в Финляндию, Норвегию, Крым и Кавказ» в 1882 году он вынужден просить о помощи в счет будущих работ.
Современники высоко ценили творчество Лагорио, что выразилось, например, в одном из некрологов: «Мягкая „бархатная“ кисть Л. Ф. Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги».
Л.Ф. Лагорио создавал произведения в найденном им индивидуальном стиле на протяжении полувека, несмотря на те изменения, которые произошли в русском искусстве во второй половине XIX в. В его композициях нет случайных деталей, в его произведениях прекрасно передана свето-воздушная среда. Они точно воссоздают природу тех мест, какие изображал художник и могут быть оценены потомками как документальное свидетельство обаяния городских пейзажей и природных ландшафтов.

Александра Кугушева

Список литературы:

1. Барсамов Н.С. Море в русской живописи. - Симферополь: Крымиздат. 1959. - 236 с., илл.
2. Нива. №52, 1905. - С. 99.
3. Парки и усадьбы Крыма. Москаленко Л.Б., Курамшина Ю.В., Шах Ю.В., Шорохова Т.С., Григорьева Л.И., Кокорина Е.Г., Огурцова О.В. // Культурные ландшафты Крыма. - С. 233-238.
4. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников середины девятнадцатого века / Под ред. А.И. Леонова. - М.: Искусство, 1958.- 782 с., ил.
5. Степко Л. Киммерийская школа // Мир музея. №332, 2015. - С.15-16.
6. Шевчук В.Г. Художественное пространство: от И. Айвазовского до М. Волошина // Изобразительное искусство народов Крыма: искусствоведческий и культурологический аспекты. Крымский инженерно-педагогический университет. - Симферополь, 2016. - С. 172-183.
7. Шестимиров А. Поэзия крымских пейзажей Льва Лагорио / А. Шестимиров // Антикварное обозрение. – 2005. – №1. – С. 22–27.
8. Яшный Д.В. Культурное наследие Крыма на художественных досоветских открытках (1895–1917) // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 26 (65), No 1. 2013 г. С. 178–178.