Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 250-летию Анри-Франсуа Ризенера
19 октября исполняется 250 лет со

Архив новостей

Октябрь 2017 (17)
Сентябрь 2017 (20)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)

Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)

Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)
26 сентября исполнится 131 год со дня рождения известного советского художника Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964).

Художник родился в 1885 году в Можайске, в семье ремесленника. Старый уклад русской городской и крестьянской жизни стали основой для мировосприятия будущего живописца. В семье любили изобразительное искусство, по иллюстрациям журнала «Нива» хорошо знали художников: Репина, Шишкина, Васнецова, итальянцев — Рафаэля, Микеланджело.

Герасимов учился в ближайшей сельской школе, затем в городском училище. Осенью 1900 года он поступил в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В ту пору в нем преподавали крупнейшие русские художники С.В. Иванов и К.А. Коровин.

В 1907 года Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1911 году. Здесь он снова работает под руководством С.В. Иванова и затем несколько лет в мастерской К.А. Коровина. Оба художника, столь разные по характеру, каждый по-своему многое дали Герасимову.

В годы ученичества молодой художник создает жанровые сцены, свидетельствующие о глубоком знании традиций и быта русской провинции («Можайские ряды», «Базар в Можайске» 1908-1909 годов, «Семья» и «Свадебные в трактире» 1910 года). Уже в ранних работах Герасимов обращается к образу русской природы, умея передать поэтическое настроение зимнего дня («Зима», «Лунная ночь», «Можайск. Первый снег» 1909-1911 года).

В 1912 году за акварельный мужской портрет Герасимов получил звание художника первой степени. После окончания Московского училища он отправляется в Санкт-Петербург, знакомится с искусством старых западных мастеров. Увлеченность старинной русской культурой приводят Герасимова в Новгород и Псков, где он пишет много акварелей и задумывает ряд картин.

С 1912 года Герасимов стал преподавать в литографской школе при типографии И.Д. Сытина. Призванный в армию в годы Первой мировой войны, в 1918 году он возвращается с фронта в ту же типографию, переименованную в Государственное училище при Первой образцовой типографии, которое он возглавляет до 1923 года, параллельно преподает во ВХУТЕМАСе.

В 1919 году для оформления здания бывшей Московской городской думы Герасимов пишет большое панно «Крестьянин». В 1920 году автор издает альбом автолитографий «Мужики», которым положил начало серии крестьянских образов.

В 1925 году Герасимов совершает поездку в Италию и Грецию, изучает античное искусство, шедевры эпохи Возрождения, с которыми когда-то познакомили его иллюстрации журнала «Нива».
Художник вновь с увлечением обращается к крестьянской тематике, пишет типические портреты «Фронтовик» 1926, «Пугачевец» 1927, «Колхозный сторож» 1933 и многие другие. Ясное композиционное построение отличает и его тематические картины «Сельсовет» (1924), «На Волхове. Рыбаки» (1929-1931) и другие.

В тридцатые годы Герасимов работает в разных уголках Советского Союза: на нефтепромыслах в Баку, в Архангельске, на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в Кисловодске. Ближе всего художнику среднерусская природа, ее задушевность и тонкий лиризм, отраженный в картине 1939 года «Зима». Русский пейзаж играет большую роль и в тематических картинах («Колхозный праздник» 1937). В то же время художник работает в области книжной иллюстрации, создает графические серии по произведениям «Поднятая целина» Шолохова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

В годы Великой Отечественной войны Герасимов, директор Московского художественного института, работает в эвакуации в Самарканде. Здесь он много пишет акварелью, задумывает картину «Мать партизана». Это полотно, написанное в 1943 году, — одно из наиболее узнаваемых произведений Герасимова. Художник отмечал, что в этой картине он «мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».

В послевоенные годы Герасимов обращается к сюжетам отечественной истории, пишет картины «Восстание Пугачева» (1945), «Кутузов под Бородином» (1952). Он вновь обращается к книжной иллюстрации: «Гроза» Островского, «Капитанская дочка» Пушкина, «Дело Артамоновых» Горького отражают стремление художника к раскрытию народных типов.

Продолжая традиции русского лирического пейзажа, Герасимов пишет одухотворенные картины родной природы: «Лед прошел» 1945, «Ива цветет» 1950, «У переправы» 1954.

В коллекции Симферопольского художественного музея хранится работа 1952 года «Михайловское. Вид с Савкиной горы» (картон, масло, 27х70 см). Этот камерный пейзаж отличает ощущение спокойствия и безмолвия природы. Зеленовато-серый, сумеречный колорит картины дополняют голубые оттенки облачного неба, отраженного в маленьких озерах. Несколько темных силуэтов молодых елей подчеркивают прозрачность воздуха и глубину пространства, уходящего к темной гряде леса, к родовому имению матери А.С. Пушкина Михайловскому. Именно эти просторы, открывающиеся взору с Савкиной горы, были излюбленным местом поэта в Псковской губернии. Здесь он мечтал возвести усадьбу: «Я бы выстроил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году… меня этот проект приводит в восхищение и я постоянно к нему возвращаюсь…». Классический русский пейзаж Савкиной горы нашел отражение в поэзии А.С. Пушкина.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

«Вновь я посетил…», 1835 г.


Талантливый педагог, Герасимов воспитал многих художников, часть из которых стали известными мастерами: Г.М. Коржев, П.П. Оссовский, А.П. Ткачев, С.П. Ткачев, М.В. Сорокин, Ю.П. Кугаг. Произведения художника, запечатлевшие красоту русской природы и народных типов, вошли в золотой фонд отечественного искусства.