Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Форум Карта гостя

Архив новостей

Ноябрь 2018 (16)
Октябрь 2018 (30)
Сентябрь 2018 (23)
Август 2018 (8)
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (27)

Самокиш Н.С. (1860-1944). Женские вечерние классы при Академии Художеств. 1912-1914 гг.

Самокиш Н.С. (1860-1944).  Женские вечерние классы при Академии Художеств. 1912-1914 гг.

18 января 1944 года в оккупированном Симферополе завершил свой земной путь известный баталист, талантливый иллюстратор Николай Семенович Самокиш.
Преподаванию художественных дисциплин художник посвятил почти 50 лет жизни. Уже в 1894 году он был приглашен в Санкт-Петербургскую рисовальную школу для вольноопределяющихся, где вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы.

Позднее, в 1910 г. Н.С. Самокиш был приглашен преподавать в Академию художеств, был ее профессором до 1918 года. Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.


К периоду преподавания в Академии относится рисунок Н.С. Самокиша «Женские вечерние классы в Академии художеств» 1912-1914 гг.

Впервые подобные классы были открыты в 1842 году в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. «В середине XIX века Рисовальная школа была единственным учебным заведением в столице, доступным для обучения женщин разных сословий рисованию, живописи и прикладным искусства. Подобная возможность получения полноценного художественного образования для женщин в России того времени была явлением поистине незаурядным» [1].
С 1893 года Академия художеств стала допускать обучение женщин уже не только в качестве вольнослушательниц, но полноправных студентов.
«С введением устава 1893 г. деятельность Академии пошла по новому пути. Академия является отныне, в лице состоящего при ней Высшего Художественного Училища, высшей художественной школой для целого ряда ею открытых или руководимых средне- художественных школ, ученики которых принимаются в училище или вовсе без экзамена, или с некоторыми дополнительными испытаниями». [2, С. 51]

С 1922 г. Николай Семенович жил и преподавал в Симферополе, где создал собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Товарищеская чуткость и доброта, индивидуальная помощь каждому ученику в отдельности, интерес к личной жизни каждого, забота об условиях быта и зачастую прямая материальная помощь типичны для отношений Николая Семеновича с учениками.
Из его мастерской вышла целая плеяда известных художников, работы которых экспонируются в выставочных залах Симферопольского художественного музея в рамках празднования 150-летия Н.С. Самокиша: П.И. Котов, К.Д. Трохименко, М.И. Авилов; симферопольские ученики: Я.А. Басов, М.В. Новикова, М.С. Рыбников, Ю. В Волков.
В 1937 г. художественная студия была организована в Государственное среднее художественное училище им. академика Н.С. Самокиша.


1. Антонова-Боровская, Е. Женское художественное образование в России: у истоков / Елена Антонова-Боровская // Русское искусство. - 2010. - N 2. - С. 124-129
2. Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств (1764-1914): Краткий исторический очерк. CL / сост. С.К. Исаковым, под ред. С.Н. Кондакова, В.П. Лобойкова и Ф.И. Покровского. – СПб, 1914. – 64 с., ил.