Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Март 2024 (28)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)
Октябрь 2023 (26)

Самокиш Н.С. (1860-1944). Женские вечерние классы при Академии Художеств. 1912-1914 гг.

Самокиш Н.С. (1860-1944).  Женские вечерние классы при Академии Художеств. 1912-1914 гг.

18 января 1944 года в оккупированном Симферополе завершил свой земной путь известный баталист, талантливый иллюстратор Николай Семенович Самокиш.
Преподаванию художественных дисциплин художник посвятил почти 50 лет жизни. Уже в 1894 году он был приглашен в Санкт-Петербургскую рисовальную школу для вольноопределяющихся, где вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы.

Позднее, в 1910 г. Н.С. Самокиш был приглашен преподавать в Академию художеств, был ее профессором до 1918 года. Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.


К периоду преподавания в Академии относится рисунок Н.С. Самокиша «Женские вечерние классы в Академии художеств» 1912-1914 гг.

Впервые подобные классы были открыты в 1842 году в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. «В середине XIX века Рисовальная школа была единственным учебным заведением в столице, доступным для обучения женщин разных сословий рисованию, живописи и прикладным искусства. Подобная возможность получения полноценного художественного образования для женщин в России того времени была явлением поистине незаурядным» [1].
С 1893 года Академия художеств стала допускать обучение женщин уже не только в качестве вольнослушательниц, но полноправных студентов.
«С введением устава 1893 г. деятельность Академии пошла по новому пути. Академия является отныне, в лице состоящего при ней Высшего Художественного Училища, высшей художественной школой для целого ряда ею открытых или руководимых средне- художественных школ, ученики которых принимаются в училище или вовсе без экзамена, или с некоторыми дополнительными испытаниями». [2, С. 51]

С 1922 г. Николай Семенович жил и преподавал в Симферополе, где создал собственную художественную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Товарищеская чуткость и доброта, индивидуальная помощь каждому ученику в отдельности, интерес к личной жизни каждого, забота об условиях быта и зачастую прямая материальная помощь типичны для отношений Николая Семеновича с учениками.
Из его мастерской вышла целая плеяда известных художников, работы которых экспонируются в выставочных залах Симферопольского художественного музея в рамках празднования 150-летия Н.С. Самокиша: П.И. Котов, К.Д. Трохименко, М.И. Авилов; симферопольские ученики: Я.А. Басов, М.В. Новикова, М.С. Рыбников, Ю. В Волков.
В 1937 г. художественная студия была организована в Государственное среднее художественное училище им. академика Н.С. Самокиша.


1. Антонова-Боровская, Е. Женское художественное образование в России: у истоков / Елена Антонова-Боровская // Русское искусство. - 2010. - N 2. - С. 124-129
2. Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств (1764-1914): Краткий исторический очерк. CL / сост. С.К. Исаковым, под ред. С.Н. Кондакова, В.П. Лобойкова и Ф.И. Покровского. – СПб, 1914. – 64 с., ил.