Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (27)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

Портрет Петра I

Портрет Петра I
Риго И. (1659-1743), 1717 г.


Портрет Петра I8 февраля 1725 г. развоплотился первый российский император Петр I.

В экспозиции музея представлен портрет Петра, написанный в 1717 г. в Париже знаменитым французским художником Иасентом Риго (1659-1743).
Творчество Риго представляет парадные образы в искусстве барокко. Первоначально он обучался живописи у малоизвестного живописца Пезе в Монпелье, а с 1681 года учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Испытал влияние портретного творчества Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна; работал в Париже, в 1733 году был избран ректором Королевской академии живописи и скульптуры.
В знаменитом портрете Людовика XIV поза короля, надменный взгляд, богатство одеяния и драпировок, торжественный архитектурный фон служат воплощению идеи абсолютной монархии.

В портрете Петра Великого кисти Риго присутствуют все составляющие барочного портрета: волевое устремление человека Нового времени, монументальность, динамизм и обращенность к зрителю, некая диалогичность. Обратите внимание на левую руку — император поддерживает ею поводья, он на коне, на поле сражения — таким видят его современники. Развевается муаровая лента св. Андрея Первозванного, по-видимому, развевается и плащ (но его почти не видно из-за потемневшей краски). Во всем облике Петра читается уже не самоутверждение через портрет, не удивление, свойственное той же парсуне, но попытка приблизиться к зрителю, воплотить для него идеал нового человека, увлечь его поэтикой преобразований страны и общества в целом. Так в портрете проявляется один из лозунгов барочной культуры — «Да будет поэзией живопись».