Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

Ко дню рождения Н.Д. Кузнецова
14 декабря 1850 г. родился Николай

Архив новостей

Декабрь 2017 (17)
Ноябрь 2017 (23)
Октябрь 2017 (24)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)

Гавриил Иванович Скородумов (1755- 1792). Диана и Актеон. 1781 г.Бумага, гравюра на металле.

Гавриил Иванович Скородумов (1755- 1792). Диана и Актеон. 1781 г.Бумага, гравюра на металле.


Потух во мгле веков блиставший свет Эллады,
И муз и Граций сонм объяла скорби тень:
Монарх! ты дал им кров, призвав в российски грады,
И распростер на них отрад и света сень.

Влияние художественных стилей Европы на русское искусство очевидно. Еще во время «Великого посольства» - поездки Петра I за границу для изучения кораблестроения, техники, военного дела – внимание царя привлекали маленькие, но искусно написанные картины голландских живописцев XVII века. Многие из них вскоре попали в Россию и украсили помещения петровских дворцов. Под влиянием петровских реформ в Москве и особенно в Петербурге XVIII в. было собрано немало произведений скульптуры, пластики, живописи и графики западных мастеров.
Для воспитания пледы «отечественных Риго и Пуссенов» в 1757 г. в Петербурге была учреждена Академия художеств. Так называемые пенсионерские поездки в Италию и Францию для выпускников-художников стали почти обязательными. Здесь русские живописцы знакомились с античными памятниками, а также сюжетами древнеримской и древнегреческой мифологии в работах западных мастеров.

Наиболее ранней по времени исполнения является гравюра «Диана и Актеон» выдающегося российского гравера Гавриила Ивановича Скородумова (1755, СПб - 1792, СПб). Пенсионер Академии Художеств, он обучался в Лондоне у Ф. Бартолоцци, мастера цветной гравюры пунктиром. Первым среди русских граверов Скородумов начал печатать цветные оттиски с живописных оригиналов.
Гравюра «Диана и Актеон» 1781 г.( Б., гравюра на металле 68х48,6 (лист), 61,5х46,4 (изобр.)) была выполнена по одноименной картине Карло Маратти (1625-1713), представителя классической традиции в рамках позднего барокко. Известно, что оригинал работы Карло Маратти «Христос и самаритянка» 1704 г.. (Х., м. 67,5х50) находится в собрании Севастопольского художественного музея.
Художник, а вслед за ним и гравер обратились к известному сюжету из «Метаморфоз» Овидия. Охотник Актеон увидел богиню охоты Диану, которая стояла обнаженной у лесного водоема в окружении купающихся нимф. Диана
…. хотела сперва схватить свои быстрые стрелы,
Но почерпнула воды, что была под рукой, и мужское
Ею лицо обдала и, кропя ему влагой воэмездья
Кудри, добавила так, предрекая грядущее горе:
"Ныне рассказывай, как ты меня без покрова увидел,
Ежели сможешь о том рассказать!"

Богиня покарала Актеона, превратив его в оленя, и он был растерзан собственными собаками (если перевести язык аллегории, под собаками в мифе подразумеваются человеческие страсти).
Сюжет легенды был весьма распространен в XVII-XVIII в., поскольку позволял показать красоту обнаженного женского тела на фоне воды и зелени.
Обратимся к гравюре. Здесь нет жемчужного телесного, насыщенного изумрудного цветов, но Скородумов и одним цветом способен передать все художественные особенности картины.
Прекрасная Диана, спешно укрываясь от нескромных взоров, указывает на бегущего Актеона – линия ее рук повторяется в линии плаща и руки беглеца, с ужасом ощутившего тяжесть рогов. На первом плане, ближе к зрителю, три нимфы (одна полулежит слева, две поднимаются от ручья справа) образуют чашеобразную композицию. Нимфа, сидящая у ног Дианы, наклоном и изгибом тела повторяет линию правой группы, уравновешивая центральную часть с первым планом. В верхней части уступы грота также повторяют эти диагонали.
Тонко прорисованные детали, сохранение мягких теней (ведь, как и в картине, здесь нет прямого источника света), позволили картине Маратти из коллекции лорда Ричарда Ллойда (Richd Lloyd) в исполнении Скородумова стать широко известной за пределами Англии.