Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 90-летию Н.Я. Бута
21 апреля исполняется 90 лет со д

Архив новостей

Апрель 2018 (23)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (18)
Январь 2018 (21)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (23)

160 лет коллекции Государственной Третьяковской галереи. Часть III

«Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над нами».
А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум, 1829 г.

Художественный образ Кавказа занимает особое место в русском искусстве XIX столетия. Путешествия по едва присоединённому к Российской империи краю, его необычайная природа стали темой множества путевых заметок и полотен многих русских художников.

Романтическим восхищением природой Кавказа наполнен величественный горный пейзаж Ильи Николаевича Занковского (1832-1919). В 1862-1863 годах в качестве вольноприходящего слушателя И.Н. Занковский посещал Академию Художеств в Петербурге, где приобрел базовые теоретические знания и навыки художественного творчества. По долгу службы в Тифлисе художник объездил почти все горные районы Кавказа, привозя из командировок эскизы будущих картин. Особенно И.Н. Занковский любил писать вечерние мотивы, сочетая теплые тона закатных лучей и холодные оттенки гор, погруженных в вечерние сумерки. В коллекции Симферопольского художественного музея представлен «Горный пейзаж», по стилю исполнения близкий к серии 1880-1890-х гг.
160 лет коллекции Государственной Третьяковской галереи. Часть III


Основные темы и сюжеты произведений художника связаны с пейзажами Кавказа и сценами жизни горских народов. С 1886 г. и до конца своих дней И.Н. Занковский работал преподавателем в школе рисования и живописи при Кавказском обществе поощрения изящных искусств. Работы художника представлены во многих собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Кисловодском мемориальном музее художника Н.А. Ярошенко, Нижегородском государственном художественном музее, Одесском художественном музее, в частных коллекциях.

Не менее интересна серия пермского живописца Петра Петровича Верещагина (1836-1886), посвященная природе Кавказа и Закавказья. В историю искусств академик пейзажной живописи П.П. Верещагин вошел в качестве первого художника-пейзажиста Среднего Урала. Ученик своего отца, П.П. Верещагина и деда по матери, иконописца И.В. Бабина, он продолжил свое обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Большое влияние на его стиль оказали уроки С.М. Воробьева, известного пейзажного живописца, который много лет прожил в Италии.
160 лет коллекции Государственной Третьяковской галереи. Часть III


В 1861 г. за этюд «На Волге» художник был удостоен малой серебряной медали, а в 1862 г. — большой серебряной медали за полотно «В Баку». Возможно, к этому периоду относится и «Горный пейзаж», представленный в постоянной экспозиции нашего музея. Острые гребни гор, их зеленые и заснеженные вершины образуют живописный фон ущелья, по которому течет, извиваясь, горная речушка. Старинная крепость над обрывом слева, стаффажные фигуры путников и одинокого всадника на первом плане, живая и сверкающая на солнце поверхность реки образуют причудливый контраст с величественным безмолвием гор.
В 1865 году П.П. Верещагин окончил Академию художеств со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде». После окончания Академии художник работал преподавателем, был удостоен звания художника первой степени.