Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (27)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

Арт-проект «Символы единства»: День флага и герба в СХМ

Арт-проект «Символы единства»
От византийского орла до крымского грифона

Арт-проект «Символы единства»: День флага и герба в СХМПри поддержке Министерства культуры Республики Крым в Симферопольском художественном музее ежегодно проходит День флага и герба Республики Крым.
Герб, флаг и гимн Республики мы называем символами единства. Подчеркивая историческую преемственность поколений, крымские герб и стяг объединяют народы Крыма, служат наглядным подтверждением девиза «Процветание в единстве». Самые главные мероприятия в республике проходят под сенью крымского триколора. Особый интерес музейному арт-проекту придает то, что в разработке и реализации концепции государственной символики участвовали известные политики, музейщики, скульпторы, художники и дизайнеры: Андрей Мальгин, Роман Сердюк, Василий Трусов, Владимир Вербицкий.

Цвета и символы крымской геральдики. Истоки символики цвета
Цвета и символы крымской геральдики настолько органичны, что кажется, словно их порождают природные стихии – земля, небо и море. Не удивительно поэтому, что каждый год в музее мы формируем новую выставку произведений из фондов музея, которые творчески раскрывают тему. Это серия «Византийских чаш» и монотипии Василия Трусова, букеты Валентины Цветковой и Веры Максимушкиной, картины Николая Барсамова и Сергея Шишко, пейзажи Геннадия Брусенцова, Степана Мамчича, Павла Столяренко, композиции Дмитрия Дементьева, марины Александра Шуринова. Такие тематические мобильные выставки, наглядно демонстрируют, что крымские живописцы разных поколений активно и охотно обращались к теме цветовой символики.

Народный триколор
А в народной культуре с незапамятных времен цвет играл роль оберега. Существовала вполне определенная цветовая гамма жизни, символически отображавшая главные вехи жизни: рождение – любовь – смерть. С помощью цветных оберегов, узоров на одежде и даже татуировок на теле люди пытались расположить к себе непостижимые, но грозные силы природы. Цвет был и остается одним из самых сильных средств в искусстве и костюме. Он воздействует непосредственно на эмоции человека, сразу создавая определенное настроение, предупреждая об опасности, настраивая на труд или возвещая праздник.
У большинства народов Европы в древности сложилась вполне определенная цветовая гамма жизни, относительно скоро сузившаяся до триады: белое – красное – черное. Белый цвет традиционно относится к началу жизни, ее зарождению и формированию. Одежда младенцев чуть ли не у всех народов – бела, светла и нарядна. А в венчальный костюм белый цвет проник нескоро. Известно, что в старые времена женихи и невесты Европы предпочитали красные наряды цвета пламенной любви, горячих желаний, бурного кипения молодости. Первой невестой, облачившейся в белоснежный подвенечный наряд, считается юная шотландская королева Мария Стюарт.

Итак, белый цвет в течение веков завоевал себе почетный статус чистоты и непорочности. Красный, алый, пурпурный стал символом молодости, любви и власти. Вообще красный – слишком эмоциональный, слишком престижный цвет, чтобы использовать его в обычной, повседневной одежде. Наверное, поэтому до самого недавнего времени мы видели его в пурпурных мантиях королей, одеяниях князей церкви или в революционных символах. Например, в виде красного банта, косынки, знамени.
А что же черный? А черный олицетворял зрелость, торжественность ритуала и даже смерть – с одной стороны, и скромность, демократичность и серьезность – с другой.
Уже гораздо позже появилось более сложное символическое цветовое деление. Особенно этим увлекались в Средние века и в эпоху Ренессанса. А ближе к нашим дням художники модерна попытались возродить обширный мир древних символов и старинных суеверий в своих работах, в театральном костюме и в модной одежде.

На распространение в костюме тех или иных цветов неизбежно оказывают влияние такие события как войны, эпидемии, голод. После этих бедствий наблюдается тенденция к ярким, даже крикливым тонам в одежде, как реакция на нужду и горе.

Формировании государственной символики
Характерно, что при формировании государственной символики народный триколор жизни – белый, красный, черный – несколько дрогнул и видоизменился. С течением времени в цветовые триады многих народов стал проникать синий цвет, либо замещая, либо вытесняя черный. В самом деле, в национальных триколорах таких стран, как Россия, Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, белый-красный-синий являются национальными цветами, то есть цветами национального флага. Каждый народ по-разному трактует его смысловую символику, и по-разному датирует время возникновения синей или голубой полосы на своем знамени. Но в целом, факт – примечательный.
Черного же практически не встретить в государственной символике. В Европе лишь Германия и Бельгия имеют черный фрагмент на своих штандартах. В Азии – больше: Афганистан, Иран, Иордания, Йемен, Сирия, Кувейт, ОАЭ.
Что же произошло? Каким образом черный утратил свое достойное место, если не в цветовой национальной триаде, то в государственном триколоре?
Как это часто бывает в тех случаях, когда эмоции соперничают с государственной необходимостью, однозначный ответ здесь вряд ли возможен. С некоторой определенностью можно лишь сказать, что синий цвет стал символом космоса, безмерности мироздания, непостижимости Вселенной. А в опосредованном виде – надежды, далекой перспективы, некоего неясного предназначения или зова. И теперь уже трудно что-либо изменить - в настоящее время правовой статус гербов и всех его составляющих исторически и юридически закреплен.

Арт-проект «Символы единства»: День флага и герба в СХМОт византийского орла к крымскому грифону
Самые разные, грозные и замысловатые орлы стали гербовыми символами слишком многих государств, чтобы это было простым совпадением. И действительно, «птичья» тема в геральдике отнюдь не случайна. Фантастические птицы с незапамятных времен известны в мифологии разных народов: восстающий из пламени Феникс, древнеперсидский Сенмурв, русские былинные Сирин и Гамаюн – вестницы печали и радости с девичьими лицами. Но это слишком сложная и обширная тема, и мы оставляем ее для дальнейшего исследования. Сегодня отметим лишь, что путь от от византийского двуглавого орла до крымского грифона занял несколько столетий и завершился созданием официальных символов Крымской государственности в конце ХХ века.

Каков же смысл государственной символики Республики и кто ее создатели?
Государственный герб Республики Крым представляет собой червлёный варяжский щит, на котором изображён серебряный грифон, обращённый влево. В правой лапе грифона он держит серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне «Процветание в единстве».
Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелёгкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути «Из варяг в греки», грифон – символ располагавшихся здесь греческих городов-колоний, со временем стал и символом всего полуострова. Он издревле считался мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.
Об истории их создания мне рассказывал в интервью один из авторов крымской символики - директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. «Герб должен быть понятным и бесспорным. Было решено объединить усилия двух рабочих групп: специалистов по геральдике и художников. В первую группу вошли председатель Крымского геральдического общества Георгий Ефетов и доцент военно-морской кафедры Крымского медицинского института Владимир Ягупов. Во вторую – художник Василий Трусов и дизайнер Владимир Вербицкий и доработать вариант с грифоном.
Окончательный вариант герба и флага авторства объединённой группы Трусова-Мальгина-Ефетова-Ягупова приняла 9 сессия Верховного Совета Республики Крым в сентябре 1992 года. Этот исторический день – 24 сентября 1992 года и стал официальным праздником – Днем государственного герба и флага Республики Крым.