250 лет назад, 21 июля 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор – документ, ознаменовавший завершение русско-турецкой войны, длившейся с 1768 по 1774 год.
«Западноевропейские историки и публицисты называли Кючук-Кайнарджийский трактат «верхом русского дипломатического искусства и турецкой глупости», «поднявшим вскоре немалый переполох по всей Европе... разгромленная Турция лежала у ног русской монархии». Утверждалось, что он явился «самым унизительным документом для османов». Примечательна оценка договора одним из тех, кто его подписывал, — османским послом и нишанджи* Ахмеда Ресми-эфенди, назвавшим его «беспримерным, редким миром, какому не было подобного от начала возникновения Высокой Державы» [5].
* Нишанджи (тур., от перс, nishan – знак, письмо князя) – тайный секретарь турецкого султана.
В турецких походах «времен Очакова и покоренья Крыма» отличился современник Г.А. Потемкина граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812). На портрете графа кисти австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Младшего (1775-1837) изображены орденская лента и звезда ордена Святого Андрея Первозванного, звезда Святого Александра Невского и крест ордена Святого Георгия 4-й степени в петлице мундира. Эта награда, врученная П.В. Завадовскому в 1775 году, имеет прямое отношение к присоединению Крыма к Российской империи.
«П.В. Завадовский родился 10 января 1739 года в селе Красновичи (ныне Брянская область Российской Федерации) и происходил из польского дворянского рода, перешедшего на российскую военную службу во второй половине XVII века. Получил неплохое домашнее образование. Окончил Иезуитское училище в городе Орше, а затем в 1760 году — Киевскую духовную академию, где проучился семь лет. На службе в Малороссийской коллегии на молодого Завадовского обратил внимание губернатор Малороссии П.А. Румянцев, доверявший ему. Став главнокомандующим в годы русско-турецкой войны 1768-1774 годов, Румянцев взял Завадовского в действующую армию, а после поручил ему и С.Р. Воронцову подготовить редакцию Кучук-Кайнарджийского мирного договора» [2].
В исследованиях, посвященных биографии графа Семёна Романовича Воронцова, даётся пояснение: «Последним событием войны в котором Семен Романович принял активное участие, была работа (совместно с П. В. Завадовским) по редактированию статей Кучук-Кайнарджийского мира на итальянском языке (языке дипломатических отношений тогдашней Турции)» [1]. Автор ссылается на издание Огаркова В. В. «Воронцовы. Их жизнь и общественная деятельность» (1892). «Мы не будем подробно рассказывать о его других подвигах в эту войну и о том, как благодаря отсутствию в нем угодливости его часто обижали невниманием к оказанным заслугам. Скажем только, что, научившись за время своих путешествий, а может быть и дома, итальянскому языку, он принимал вместе с Завадовским участие в редактировании мирного трактата в Кучук-Кайнарджи на этом языке, так как он в ту пору употреблялся Портою в ее дипломатических сношениях» [3].
Мемориальная доска на месте подписания договора в 1774 г., село Кайнарджа, Болгария
«Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, как отмечает отечественный историк А.Ф. Миллер, «не только нанесло османам сокрушительное поражение, но и лишило Высокую Порту господства в Европе, в результате она потеряла весьма важные из захваченных прежде османами форпостов — Керчь, Еникале, земли между Днепром и Бугом; Османская империя утратила монополию торгового мореплавания на Чёрном море и в проливах, а Россия приобрела протекторат над османскими княжествами Молдавии и Валахии и легальную возможность вмешательства во внутренние дела Османской империи под предлогом покровительства православным христианам»[5].
«Несмотря на продолжавшийся упадок Османской империи в XVII—XVIII вв., ни одна европейская держава, включая Россию, не могла в одиночку одержать победу в сражении против Высокой Порты до 70-х годов XVIII столетия. С восшествием на российский престол императрицы Екатерины II ей удалось изменить эту «традицию». Победа русского оружия в войне с турецкой армией в 1774 году и подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора заставили османское правительство официально признать за Екатериной II титул императрицы, равный по статусу титулу османского падишаха, в чём султанский двор долго отказывал даже Петру I. Таким образом, Екатерина Великая открыла путь к дальнейшим победам России над Османской империей. Очередная война с турецкой армией завершилась поражением Блистательной Порты в 1791 году и заключением Ясского мирного договора» [4].
Александра Кугушева
зав.отделом по научно-экспозиционной деятельности
Литература:
1. Егоров А.А. Граф С. Р. Воронцов: человек и дипломат // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2010. № 4. С. 64-95.
2. Ивкина Т.В. Министры народного просвещения Российской Империи: граф Петр Васильевич Завадовский // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2013. Т. 2. № 71. С. 290-293.
3. Огарков В. В. Воронцовы. Их жизнь и общественная деятельность. Биографические очерки. СПб., 1892.
4. Якушев М.М. «Трактат вечного мира и дружбы». Эволюция российско-османских отношений конца XVIII века // Военно-исторический журнал. 2022. № 12. С. 16-27.
5. Якушев М.М."Разгромленная Турция лежала у ног русской монархии...". Кючук-Кайнарджийский Договор 1774 года // Военно-исторический журнал. 2021. № 8. С. 42-49.