В 2019 году в Крыму отмечается несколько важных памятных дат, тематика которых непосредственно связана с биографией Екатерины II: 235 лет со дня основания города Симферополь, 245 лет со дня подписания Кучук-Кайнарджийского договора, предварившего подписание Манифеста о присоединении Крымского полуострова, Тамани и Кубани к Российской империи императрицей Екатериной II 19 апреля 1783 года.
Правление Екатерины II было ознаменовано развитием наук и искусств и вошло в историю как Золотой век отечественной культуры, век Просвещения. Расцвет отечественного искусства второй половины XVIII в., соответствующий распространению идей Просвещения, демонстрирует многообразие портретов сподвижников Екатерины в собрании Симферопольского художественного музея.
В тексте Манифеста императрица заверяла новых поданных: «… обещаем свято и непоколебимо за себя и приемников престола нашего содержать их вравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состояния все те правости и преимущества, каковыми таковые в России пользуются…».
Императрица Екатерина называла Крым «драгоценнейшей жемчужиной» в своей короне. Присоединение Крыма в составе Таврической губернии явилось отправной точкой для развития полуострова в экономическом и культурном пространстве Российской империи.
Среди наиболее значимых для крымской истории и культуры деяний Екатерины II следует назвать Великое путешествие в Новороссию и Крым 1787 года. Присоединение Крыма к Российской империи в составе Таврической губернии, культурное и политическое освоение «полуденного края», основание новых городов с греческими именами (Симферополь, Севастополь) являются вехами на пути воплощения так называемого «Греческого проекта» Екатерины II.
Отголоском этого путешествия в симферопольской коллекции служит памятная медаль «225 лет великому путешествию Екатерины II в Новороссию и Крым» 2012 года. В оформлении медали особое значение уделено роли князя Г.А. Потемкина в организации этого путешествия и обустройстве «полуденного края» к приезду императрицы.
Образ Екатерины Великой продолжает волновать творцов XX и XXI столетия — так, одним из свежих поступлений в коллекцию Симферопольского художественного музея стал портрет императрицы, выполненный петербургской художницей Ольгой Александровной Симоновой в 2015 году. Образ императрицы восходит к коронационному портрету Ф.С. Рокотова, интерпретируя его в современной культурной и исторической традиции.