О.В. Грачёв родился 24 июля 1923 года в селе Черемшаны Тульской области. В 1929 году семья переезжает в Симферополь. В 1941 г. закончил 9 классов 10-й средней школы. С апреля 1944 года по октябрь 1947 года находился на службе в Советской Армии, Победу встретил на Одере в составе 2-го Белорусского фронта. Демобилизовавшись, был принят на 3-й курс Симферопольского художественного училища им. Н.С. Самокиша и закончил его в 1949 году. С 1950 года работал художником в областном товариществе «Крымхудожник», позднее — в мастерских Художественного фонда. С 1962 года - член Союза художников СССР. В 1970-х гг. был приглашен в Москву, где общался с Эрнстом Неизвестным, Ильёй Кабаковым, Олегом Целковым и другими представителями московского авангарда.
«Олег Грачёв представлял старшее поколение художников, стоявших у истоков создания крымской школы изобразительного искусства. Опорой его творчества служило лучшее, что было создано мастерами живописи, работавшими в разное время в Крыму и за его пределами». Л.В. Балкинд
Произведения Олега Грачёва 1960-1970х годов исследователи характеризуют как философское переосмысление крымской истории [1]. Драматическое столкновение человека и стихии, яркий индивидуально-декоративный стиль и утонченное символическое звучание его полотен выделяют Олега Грачёва среди крымских художников указанного периода, наделяют его творчество характеристикой «сурового стиля».
В 1967 году в Симферопольском художественном музее была организована первая совместная выставка произведений Олега Грачёва и Степана Мамчича [2]. Эта выставка стала знаковой для крымской культуры и для самих авторов, многие годы работавших в одной художественной мастерской.
В коллекции нашего музея хранится семь произведений О.В. Грачёва: его рисунки фломастером «Мыс у Коктебеля» (1965) и «Разбойничья бухта (Кара-Даг)» (1966), живописные произведения «Гора Демерджи» (1967), «Пересохший поток» (1967), «Пейзаж со всадником» (1969), «Демерджи» (1982) и «Торжественный натюрморт» (1986).
Грачёв О.В. Мыс у Коктебеля. 1965
Бумага, фломастер.
Бумага, фломастер.
Грачёв О.В. Разбойничья бухта (Кара-Даг). 1966
Бумага, фломастер.
Бумага, фломастер.
Грачёв О.В. Гора Демерджи. 1967
Холст, масло.
Холст, масло.
Грачёв О.В. Пересохший поток. 1967
Холст, масло.
Холст, масло.
Грачёв О.В. Демерджи. 1982
Холст, масло.
Холст, масло.
Грачёв О.В. Пейзаж со всадником. 1969
Холст, масло.
Холст, масло.
Грачёв О.В. Торжественный натюрморт. 1986
Холст, масло.
Холст, масло.
«Разные типы искусства предполагают в общении с ними разные типы поведения зрителя. Мы по-разному переживаем такие роды искусства как лирика, драма, эпос. В этом смысле искусство Олега Грачева – трудное искусство. Оно как бы поднимается над уровнем родовых признаков, возвышается над жанровыми границами. Поэтому Олег Грачев – не пейзажист, хотя и пишет горы и море, он и не совсем портретист, хотя иногда, правда очень редко, обращается к этому жанру, он не мастер «штильлебенов», хотя и является автором таких вещей, как «Красный натюрморт». Р.Т. Подуфалый
«Мир может быть воспринят мгновенно» – этой формуле импрессионизма Олег Грачев противопоставляет другую: мир может быть прочитан последовательно как текст, как Книга Бытия. Поэтому и движение он предпочитает изображать знаково, застывшим пластическим следом. Таков характерный для него «Пересохший поток». Здесь своего рода творческий акт, в котором движения живой воды время претворяет в каменный знак. Художник предпочитает мельканию «мгновенностей» торжественную неподвижность окаменелого времени. У Олега Грачева прозрачно само время – мы погружаемся в его глубину. Отсюда ощущение «архаики», «ретро», но не декоративного, а материального, как в египетском искусстве». Р.Т. Подуфалый
Грачёв не раз обращался к образу Демерджи. В его творчестве пейзаж горного Крыма становится пластической драмой, повествующей о человеке и мире. Белые домики с красной черепицей, окруженные высокими тополями, кажутся игрушечными на фоне мощных горных отрогов и зубцов скал. Особую прелесть картине придает колорит горного массива, решенный в охристо-красных тонах с темно-коричневыми и иссиня-черными тенями. Взгляд зрителя поднимается от первого плана по извилистой дороге к вершинам, над которыми клубятся облака и проступает ярко-синее небо, пронзенное солнечными лучами. На полотне воплощен утонченный символический диалог человека и земной стихии.
1. Глазунова С.А. Изобразительное искусство Крыма: краткий обзор // Изобразительное искусство Российской Федерации: Крым. Художественный альбом. - М.: Пранат, 2015. - с.10-27.
2. Степан Гаврилович Мамчич (1924-1974) — крымский художник, ученик феодосийской художественной школы, выпускник Симферопольского художественного училища имени Н. Самокиша. Ученик Н. Барсамова и В. Бернадского. К наиболее известным произведениям С. Мамчича относятся «Рыбачья гавань» (1964), «Стрижи и крыши» (1965), «Старый виноградник» (1966), «Город у моря» (1971), «Дыхание истории» (1973).