8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция, целью которой было освобождение полуострова от фашистов. Она завершилась 12 мая 1944 года полным освобождением Крыма и Севастополя. Крымские художники стремились запечатлеть наиболее яркие события этих дней.
Подвигу партизан, сумевших предотвратить расстрел мирных жителей отрядом СС, посвятил свое полотно «Разгром партизанами немецкого карательного отряда СС около поселка Старый Крым» Михаил Рыбников, ученик Н. С. Самокиша. Другой ученик прославленного баталиста, Юрий Волков, пишет динамичную композицию «Преследование (Не уйдёшь)», сюжет которой перекликается с агитационным плакатом Самокиша, созданным в первые дни войны.
Заключительным аккордом севастопольской серии Юрия Волкова звучит картина «Херсонесский тупик». Художник дал нравственную оценку военным злодеяниям нацистов и последовавшему возмездию. 9 мая 1944 года остатки трех немецких дивизий, разрозненные группы немецких и румынских солдат бежали на Херсонесский мыс. Их надежды на эвакуацию по морю оказались тщетными. 12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие и сдались в плен.
Последствия этой битвы запечатлел в 1961 году Анатолий Козлов в акварели «Херсонес. Следы войны».
Вероятно, героическому десанту в январе 1944 года посвящены рисунок Михаила Щеглова «Десант на Керченском полуострове» и литография Павла Кирпичева «На погрузку. Морской десант».