20 января в Крыму празднуется День Республики Крым. В этот день в 1991 году состоялся референдум, на котором большинство крымчан высказались за восстановление Крымской автономии. Это решение предопределило статус Крыма, а день референдума был закреплен как День Республики Крым.
В Симферопольском художественном музее Дню Республики Крым посвящена виртуальная выставка «Под небом сладостным полуденной страны...», в визуальный ряд которой включены произведения отечественной живописи и графики XIX-XX столетий.
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году на полуостров приезжают ученые и деятели искусств, увидевшие в его исторических памятниках отблеск славы Древней Греции, в нарядах и обычаях местных жителей — иллюстрацию к сказкам «Тысячи и одной ночи», а в причудливых ландшафтах — точный слепок многоликой итальянской природы. Постепенно в искусстве сложился художественный образ Тавриды, в котором соединились различные точки зрения на историю и культуру полуострова. В немалой степени развитию этого образа способствовала живопись И. Айвазовского и его учеников.
Образ морской стихии, которая занимает главенствующее место в творчестве Ивана Айвазовского (1817-1900), созвучен романтическому направлению русской культуры первой половины XIX века. В литературных текстах Н. Карамзина, А. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова постоянно присутствует мотив путешествия, открытия неизведанного в чужих краях, где отличаются язык, нравы и весь уклад жизни. В пейзаже «Вечер на море» (1858) воссоздан обобщенный пейзаж, напоминающий не только виды острова Искья у западного побережья Италии, недалеко от Неаполя, но и Южный берег Крыма.
Традиции маринистического пейзажа продолжил в своем творчестве ученик Айвазовского Лев Лагорио (1826-1905). Камерный пейзаж «Берег моря» (1886) отмечен характерным для автора приглушенным колоритом сумерек и тонкой прорисовкой деталей. Море, освещенное последними лучами солнца, омывает берег со стаффажными фигурами рыбаков.
Наряду с морскими видами Причерноморья художники находят вдохновение в образе крымских гор. На полотне «Вид на Ай-Петри» (1887) Владимир Орловский (1842-1914) изобразил цветущую крымскую долину у подножия величественной горной гряды. Пейзаж несет черты некоторой помпезности, характерной для академизма. Пространственное композиционное построение, единая колористическая гамма выразительно подчеркивают характерную монументальность южнобережного крымского пейзажа. Фигуры всадника, путника с собакой, образ татарской сакли на дальнем плане наделены восточным колоритом. Ориентальный стаффажный мотив, татарская сакля с плоской вершиной присутствуют и в пейзаже Арсения Мещерского (1834-1902) «Крымский берег».
В начале XX века экзотику Южного берега Крыма воспел в картине «Миндаль в цвету» (1907) Иосиф Крачковский. Сквозь нежный розовый цвет миндального дерева виднеются темно-зеленые верхушки кипарисов, белые вершины заснеженных гор. В зелени утопает тонкий белый минарет и зеленая крыша Алупкинской мечети (Прим. - здание не сохранилось). Работа написана в стиле позднего академизма с присущими ему чертами салонности.
Один из учеников Айвазовского, Михаил Алисов (1859-1930/33), запечатлел не менее интересный архитектурный памятник — Ласточкино гнездо. Художник передал первоначальный облик знаменитого «Замка любви» на скале Авроры.
Своеобразие колорита мюнхенской школы, впечатление от полотен Андреа Мантеньи и Сандро Ботичелли сплелись воедино в работах одного из учеников Куинджи, Константина Богаевского (1872-1943). Запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность наполняют его графические произведения «Романтический пейзаж (Судакский мотив)» и «Воспоминание о Мантенье» (1942).
Графическая работа «Воспоминание о Мантенье» возвращает нас к одноименному полотну 1910 года (Государственная Третьяковская галерея), созданному Богаевским после путешествия в Италию. Художник воплотил в образе горного ландшафта идею обетованной земли, Киммерии. «Золотой век» предстает перед зрителем в посвящении Андреа Мантенье, мастеру раннего итальянского Возрождения.
В 2020 году мы отмечаем 200-летие путешествия великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в Крым. Мотив его пребывания в Гурзуфе в имении Раевских находит отражение у многих художников, в том числе у известного иллюстратора Александра Глаголева (1893-1970-е), который с 1928 года живет и работает в Крыму. Силуэт молодого поэта изображен на фоне окна с видом на Аю-Даг и обрамлен орнаментом в восточном стиле, который перекликается с каменной резьбой Ханского дворца.
К поэтическому образу Бахчисарайского фонтана, Фонтана слёз обращались многие мастера XIX-XX в. В одной из своих акварелей его воссоздает художник Владимир Яновский (1876-1966). Известный ялтинский график, с 1914 г. постоянный участник выставок Императорского общества российских акварелистов, в 1925 году Яновский поселился в Бахчисарае, где преподавал в Художественно-промышленном техникуме и студии изобразительного искусства. К этому периоду относится большинство его бахчисарайских акварелей.
Традиция акварельной живописи была продолжена во второй половине XX века выдающимся графиком Анатолием Козловым (1913-1979). Он прожил в Крыму четверть жизни, здесь состоялся как художник и создал лучшие свои работы. Его творчество органично вплелось в канву крымского искусства. С одной стороны, он сохранил традицию камерной акварели М. Волошина. С другой — открыл для пейзажной живописи в Крыму новый путь, привнеся в нее влияние традиций русского реализма XIX века.
Мастеру были присущи чувство мотива и умение подобрать к нему соответствующее решение. Акварель «Новый Свет. Изумрудная бухта» открывает перед зрителем роскошный театр природы, праздник для глаз, наполненный подлинным творческим воодушевлением.