Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Май 2024 (1)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым

20 января в Крыму празднуется День Республики Крым. В этот день в 1991 году состоялся референдум, на котором большинство крымчан высказались за восстановление Крымской автономии. Это решение предопределило статус Крыма, а день референдума был закреплен как День Республики Крым.

В Симферопольском художественном музее Дню Республики Крым посвящена виртуальная выставка «Под небом сладостным полуденной страны...», в визуальный ряд которой включены произведения отечественной живописи и графики XIX-XX столетий.

После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году на полуостров приезжают ученые и деятели искусств, увидевшие в его исторических памятниках отблеск славы Древней Греции, в нарядах и обычаях местных жителей — иллюстрацию к сказкам «Тысячи и одной ночи», а в причудливых ландшафтах — точный слепок многоликой итальянской природы. Постепенно в искусстве сложился художественный образ Тавриды, в котором соединились различные точки зрения на историю и культуру полуострова. В немалой степени развитию этого образа способствовала живопись И. Айвазовского и его учеников.

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым

Образ морской стихии, которая занимает главенствующее место в творчестве Ивана Айвазовского (1817-1900), созвучен романтическому направлению русской культуры первой половины XIX века. В литературных текстах Н. Карамзина, А. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова постоянно присутствует мотив путешествия, открытия неизведанного в чужих краях, где отличаются язык, нравы и весь уклад жизни. В пейзаже «Вечер на море» (1858) воссоздан обобщенный пейзаж, напоминающий не только виды острова Искья у западного побережья Италии, недалеко от Неаполя, но и Южный берег Крыма.

Традиции маринистического пейзажа продолжил в своем творчестве ученик Айвазовского Лев Лагорио (1826-1905). Камерный пейзаж «Берег моря» (1886) отмечен характерным для автора приглушенным колоритом сумерек и тонкой прорисовкой деталей. Море, освещенное последними лучами солнца, омывает берег со стаффажными фигурами рыбаков.

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым


Наряду с морскими видами Причерноморья художники находят вдохновение в образе крымских гор. На полотне «Вид на Ай-Петри» (1887) Владимир Орловский (1842-1914) изобразил цветущую крымскую долину у подножия величественной горной гряды. Пейзаж несет черты некоторой помпезности, характерной для академизма. Пространственное композиционное построение, единая колористическая гамма выразительно подчеркивают характерную монументальность южнобережного крымского пейзажа. Фигуры всадника, путника с собакой, образ татарской сакли на дальнем плане наделены восточным колоритом. Ориентальный стаффажный мотив, татарская сакля с плоской вершиной присутствуют и в пейзаже Арсения Мещерского (1834-1902) «Крымский берег».

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым


В начале XX века экзотику Южного берега Крыма воспел в картине «Миндаль в цвету» (1907) Иосиф Крачковский. Сквозь нежный розовый цвет миндального дерева виднеются темно-зеленые верхушки кипарисов, белые вершины заснеженных гор. В зелени утопает тонкий белый минарет и зеленая крыша Алупкинской мечети (Прим. - здание не сохранилось). Работа написана в стиле позднего академизма с присущими ему чертами салонности.

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым


Один из учеников Айвазовского, Михаил Алисов (1859-1930/33), запечатлел не менее интересный архитектурный памятник — Ласточкино гнездо. Художник передал первоначальный облик знаменитого «Замка любви» на скале Авроры.

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым


Своеобразие колорита мюнхенской школы, впечатление от полотен Андреа Мантеньи и Сандро Ботичелли сплелись воедино в работах одного из учеников Куинджи, Константина Богаевского (1872-1943). Запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность наполняют его графические произведения «Романтический пейзаж (Судакский мотив)» и «Воспоминание о Мантенье» (1942).

Графическая работа «Воспоминание о Мантенье» возвращает нас к одноименному полотну 1910 года (Государственная Третьяковская галерея), созданному Богаевским после путешествия в Италию. Художник воплотил в образе горного ландшафта идею обетованной земли, Киммерии. «Золотой век» предстает перед зрителем в посвящении Андреа Мантенье, мастеру раннего итальянского Возрождения.

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым

В 2020 году мы отмечаем 200-летие путешествия великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в Крым. Мотив его пребывания в Гурзуфе в имении Раевских находит отражение у многих художников, в том числе у известного иллюстратора Александра Глаголева (1893-1970-е), который с 1928 года живет и работает в Крыму. Силуэт молодого поэта изображен на фоне окна с видом на Аю-Даг и обрамлен орнаментом в восточном стиле, который перекликается с каменной резьбой Ханского дворца.

К поэтическому образу Бахчисарайского фонтана, Фонтана слёз обращались многие мастера XIX-XX в. В одной из своих акварелей его воссоздает художник Владимир Яновский (1876-1966). Известный ялтинский график, с  1914 г. постоянный участник выставок Императорского общества российских акварелистов, в 1925 году Яновский поселился в Бахчисарае, где преподавал в Художественно-промышленном техникуме и студии изобразительного искусства. К этому периоду относится большинство его бахчисарайских акварелей.

«Под небом сладостным полуденной страны...»: виртуальная выставка ко Дню Республики Крым


Традиция акварельной живописи была продолжена во второй половине XX века выдающимся графиком Анатолием Козловым (1913-1979). Он прожил в Крыму четверть жизни, здесь состоялся как художник и создал лучшие свои работы. Его творчество органично вплелось в канву крымского искусства. С одной стороны, он сохранил традицию камерной акварели М. Волошина. С другой — открыл для пейзажной живописи в Крыму новый путь, привнеся в нее влияние традиций русского реализма XIX века.
Мастеру были присущи чувство мотива и умение подобрать к нему соответствующее решение. Акварель «Новый Свет. Изумрудная бухта» открывает перед зрителем роскошный театр природы, праздник для глаз, наполненный подлинным творческим воодушевлением.