
Диорама, посвященная осаде Корсуня войсками князя Владимира, была выполнена в 1959 г. советским художником-монументалистом Иваном Семеновичем Петровым (1924-1990) для Музея Национального заповедника «Херсонес Таврический». В коллекции музея хранится цветная линогравюра «Князь Владимир у стен Херсонеса», которая, несмотря на камерный формат, во всех подробностях знакомит зрителей с этим сюжетом.
Художественный образ Херсонеса нашел широкое отражение в творчестве крымских авторов. Приглушенный колорит разрабатывает в картине «Вечер в Херсонесе» 1977 г. В.А. Соколов, продолжая богатую традицию киммерийского пейзажа. На дальнем плане над строениями поднимаются руины Владимирского собора, воссозданного и освещенного во второй половине XIX в.
Диалог двух культур — античной и православной — органично воспринимается на территории Херсонеса через архитектурные памятники старины. Белоснежные колонны византийской базилики на фоне ярко-синего неба привлекли известного крымского живописца Г.Я. Брусенцова, написавшего камерный пейзаж «Колонны Херсонеса» 1981 г. Иначе видит останки базилики А.И. Сухоруких в контрастной композиции «Два Храма (Херсонес)» 1981 г., сближая образы двух эпох.
Сюжетное разнообразие в визуальный строй выставки вносит картина «Крещение древних славян (Христианство и язычество)», созданная историческим живописцем С.В. Ивановым в 1909 г. для учебного издания И.Н. Кнебеля «Картины по русской истории» (1908-1913). Полотно изображает противостояние князя и дружины с язычниками, происходившее в Новгороде в X в. Над серией иллюстраций к этому изданию совместно с С.В. Ивановым успели поработать А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, Б.М. Кустодиев и другие известные русские живописцы, оценившие по достоинству перспективы использования репродукций исторических полотен для преподавания русской истории.
Работа выставки: 26 июля - 05 августа, постоянная экспозиция