24 февраля исполняется 105 лет со дня рождения советской художницы Татьяны Ниловны Яблонской (1917-2005)
О жизни и творчестве художницы подробнее можно прочесть в материале «Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской»
В постоянной экспозиции зала советского искусства находится работа Т.Н. Яблонской «На стройке» (1957). Художница была вдохновлена трудовым порывом молодых строителей, возрождающих в послевоенные годы родной Киев, она стремилась избежать схематичности в решении этой темы.
Т.Н. Яблонская о сюжете картины: «Мне хотелось показать, что для этих бодрых, жизнерадостных, неутомимых в труде молодых людей стройка — родной дом, что тут в труде рождаются у них хорошие, чистые чувства. Хотелось, чтобы полный живого движения и солнца пейзаж стройки слился с их образами, подобно тому, как работа на строительстве стала неотъемлемой частью их самих, их жизненной потребностью» (цит. по книге: Л. Владич. Т.Н. Яблонская. Киев, 1958).
Работа над полотном длилась несколько лет. О творческих поисках пишут исследователи Лидия Попова и Владимир Цельтнер:
«Яблонская пришла к картине «На стройке» во всеоружии своего зрелого мастерства, верно служившего ей, когда она писала множество других вещей, начатых и законченных одновременно — и раньше, чем «На стройке». А картина все-таки не получилась. Картина уже была на холсте, она уже шла к концу, а Яблонская принималась писать портретные этюды, начав поиски психологических характеристик.
Чуть не в последней, завершающей стадии работы над картиной художница неожиданно меняет первоначально задуманный вариант. Сильно вытянутый по горизонтали холст становится квадратным; от панорамы, которой была картина, остается фрагмент; целое сводится к эпизоду. Может, это было и не плохо, но только если бы начинать отсюда другую, совершенно новую картину, а не переделывать таким образом старую».
Валентина Курильцева: «Отказ художницы от монументального решения художественного образа повлек за собой и изменение художественных приемов. Вместо широкого письма появился дробный мазок. Несмотря на тонко разработанную цветовую гамму, воздушность, колорит потерял свойственную ее лучшим работам эмоциональную напряженность. Но в этой картине есть свои достоинства. Важна также смелость, решительность в поисках новых художественных образов».
Сегодня полотно Т.Н. Яблонской «На стройке» демонстрирует развитие жанровой живописи в советском искусстве 1950-1960-х годов. Творчество художницы также представлено в собрании музея произведениями «Зимнее окно» (1945), «Осенний день» (1958), «Мать» (1960), «Перед праздником»; «Венеция. Гондола» (1956).
Литература:
Попова Л.И., Цельтнер В.П. Т.Н. Яблонская. - М.: Советский художник, 1968. 172 с. с илл.
Курильцева В. Татьяна Ниловна Яблонская. - М.: Советский художник, 1959. - 80 с., ил.