В 1945 году выдающийся советский график М.М. Щеглов создал серию цветных литографий к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Темой литографий стали события Великой Отечественной войны и борьба с фашизмом.
И.Н. Крамской. Портрет Грибоедова. Государственная Третьяковская галерея
Жизнь и творчество Михаила Михайловича Щеглова (1885-1955), талантливого мастера книжной графики и сатиры, занимают особое место в художественной жизни Крыма. Корпус его произведений интересует современных исследователей в рамках изучения советского политического плаката, традиций карикатуры первой половины XX в. Блестящие литературные очерки и оформление печатных изданий позволяют рассматривать биографию художника в широком культурном и историческом контексте.
А.З. Кац (1923–1984). Портрет М.М. Щеглова. 1955. СХМ
В 1957 г. в Симферополе были посмертно опубликованы «Наброски по памяти» М.М. Щеглова с его рисунками, сопровождающими повествование, и вступительной статьей крымского искусствоведа Александра Ивановича Полканова (1884-1971). Это издание является наиболее полным и достоверным источником сведений о жизни М.М. Щеглова. К сожалению, автор «Набросков» не успел завершить свой труд, и многие очерки, касающиеся периода Великой Отечественной войны, эвакуации, послевоенного времени, в издание включены не были. Его плакаты и иллюстрации военных лет становятся важным дополнением к биографии художника.
В первые дни Великой Отечественной войны Щеглов начинает выпуск в Харькове Окон ТАСС. Осенью 1941 г. он отправляется в эвакуацию в Томск, где продолжает оформление агит-плакатов. Красочные листы Окон составлялись в огромном большинстве самим Щегловым и были выдержаны в одном стиле.
Для военного времени нужен был плакат, «глубоко волнующий, задевающий за живое, воздействующий не только на разум зрителя, но и на его чувства» [Иванов В.С. Как создается плакат. - М.: Изд. АХ СССР, 1963. - ил.24].
За три года работы в Томске Щеглов выпустил 100 Окон ТАСС, которые размножались по 3-5 тысяч экземпляров каждое, и 507 рисунков «Дневника Отечественой войны», в котором в художественных образах воспроизводились ежедневные сообщения информбюро.
В 1945 г. Щеглов выполняет серию цветных литографий к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Темой литографий стали события Великой Отечественной войны и борьба с фашизмом.
На листе «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» (цветная литография, 42х31 см) красноармеец прикладом автомата изгоняет немецкого солдата, тянущего узел с награбленным добром, из разоренных Чехословакии и Венгрии. В нижней части листа сохранилась дарственная надпись: «Дорогому товарищу художнику Я.П. Бирзгалу от автора. М. Щеглов 10/ II — 45 Симферополь». [Прим. - Ян Петрович Бирзгал (1898-1968) — директор Симферопольской картинной галереи в 1939-1948 годах]
Мрачным настроением пропитан сюжет «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» (цветная литография, 40,5х31 см). Рейхсляйтер Гиммлер, которого легко узнать по круглым очкам и форменной фуражке, изображен в образе палача. Рукава закатаны до локтя, руки, сжимающие только что опущенный на голову очередной жертвы топор, запачканы в крови. Под плахой лежат отрубленные головы, ноги Гиммлера по щиколотку в крови. Справа и слева от этой сцены темнеют столбы виселиц, верхней кромкой срезаны ступни казненных.
Плакат «Дистанция огромного размера» (цветная литография, 42х31 см) посвящен наступательной операции советских войск 1945 г. В нижней части возле карты европейской части России сидят перепуганные Гитлер, Геринг, Гиммлер, на полу лежит Геббельс в образе обезьянки. На карте, размещенной на стене, изображены советский солдат и крупные стрелки наступления войск, устремленные на Берлин.
На листе плаката «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!» (цветная литография, 42х31 см) изображен Гитлер, бегущий по Восточной Пруссии, подгоняемый залпами советских орудий. На заднем плане в правой верхней части листа изображен силуэт московского Кремля.
Тема концентрационных лагерей появляется в композиции «Послушай, ври, да знай же меру» (цветная литография, 40х31 см). Рисунок изображает Геббельса, пишущего огромной перьевой ручкой на листе бумаги, его поднимает за ухо рука. В левой руке невидимого судьи — повестка в суд с пометкой «Явка обязательна». Под листом бумаги, на которой выведен текст «Мы, немцы, самая культурная, самая гуманная нация», горы костей и черепов и табличка «Яновский лагерь».
В завершении Щеглов высмеивает бегство нацистских преступников в Испанию. На плакате «Ну как не порадеть родному человечку» (цветная литография, 42х35 см) диктатор Франко с гитарой в руках поет под ясным месяцем серенаду «Нейтралитет». Тем временем под полами его черного плаща скрываются фашистские военачальники с чемоданами, тайно ползком покидающие здание с надписью «Германия».
С окончанием войны Щеглов продолжил работать в области сатиры и книжной иллюстрации. Избранный им язык сатиры был призван осветить сложные общественные вопросы в простой и доступной широкому кругу зрителей визуальной форме. Художник многие годы преподавал в Крымском художественном училище имени Самокиша, где был самым любимым преподавателем.