Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

К 225-летию драматурга А.С. Грибоедова

15 января исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), русского писателя, драматурга, дипломата.

В 1945 году выдающийся советский график М.М. Щеглов создал серию цветных литографий к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Темой литографий стали события Великой Отечественной войны и борьба с фашизмом.

К 225-летию драматурга А.С. Грибоедова

И.Н. Крамской. Портрет Грибоедова. Государственная Третьяковская галерея

Жизнь и творчество Михаила Михайловича Щеглова (1885-1955), талантливого мастера книжной графики и сатиры, занимают особое место в художественной жизни Крыма. Корпус его произведений интересует современных исследователей в рамках изучения советского политического плаката, традиций карикатуры первой половины XX в. Блестящие литературные очерки и оформление печатных изданий позволяют рассматривать биографию художника в широком культурном и историческом контексте.

К 225-летию драматурга А.С. Грибоедова


А.З. Кац (1923–1984). Портрет М.М. Щеглова. 1955. СХМ


В 1957 г. в Симферополе были посмертно опубликованы «Наброски по памяти» М.М. Щеглова с его рисунками, сопровождающими повествование, и вступительной статьей крымского искусствоведа Александра Ивановича Полканова (1884-1971). Это издание является наиболее полным и достоверным источником сведений о жизни М.М. Щеглова. К сожалению, автор «Набросков» не успел завершить свой труд, и многие очерки, касающиеся периода Великой Отечественной войны, эвакуации, послевоенного времени, в издание включены не были. Его плакаты и иллюстрации военных лет становятся важным дополнением к биографии художника.

В первые дни Великой Отечественной войны Щеглов начинает выпуск в Харькове Окон ТАСС. Осенью 1941 г. он отправляется в эвакуацию в Томск, где продолжает оформление агит-плакатов. Красочные листы Окон составлялись в огромном большинстве самим Щегловым и были выдержаны в одном стиле.

Для военного времени нужен был плакат, «глубоко волнующий, задевающий за живое, воздействующий не только на разум зрителя, но и на его чувства» [Иванов В.С. Как создается плакат. - М.: Изд. АХ СССР, 1963. - ил.24].
За три года работы в Томске Щеглов выпустил 100 Окон ТАСС, которые размножались по 3-5 тысяч экземпляров каждое, и 507 рисунков «Дневника Отечественой войны», в котором в художественных образах воспроизводились ежедневные сообщения информбюро.

В 1945 г. Щеглов выполняет серию цветных литографий к 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Темой литографий стали события Великой Отечественной войны и борьба с фашизмом.

К 225-летию драматурга А.С. ГрибоедоваК 225-летию драматурга А.С. ГрибоедоваК 225-летию драматурга А.С. Грибоедова


На листе «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» (цветная литография, 42х31 см) красноармеец прикладом автомата изгоняет немецкого солдата, тянущего узел с награбленным добром, из разоренных Чехословакии и Венгрии. В нижней части листа сохранилась дарственная надпись: «Дорогому товарищу художнику Я.П. Бирзгалу от автора. М. Щеглов 10/ II — 45 Симферополь». [Прим. - Ян Петрович Бирзгал (1898-1968) — директор Симферопольской картинной галереи в 1939-1948 годах]

Мрачным настроением пропитан сюжет «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» (цветная литография, 40,5х31 см). Рейхсляйтер Гиммлер, которого легко узнать по круглым очкам и форменной фуражке, изображен в образе палача. Рукава закатаны до локтя, руки, сжимающие только что опущенный на голову очередной жертвы топор, запачканы в крови. Под плахой лежат отрубленные головы, ноги Гиммлера по щиколотку в крови. Справа и слева от этой сцены темнеют столбы виселиц, верхней кромкой срезаны ступни казненных.

Плакат «Дистанция огромного размера» (цветная литография, 42х31 см) посвящен наступательной операции советских войск 1945 г. В нижней части возле карты европейской части России сидят перепуганные Гитлер, Геринг, Гиммлер, на полу лежит Геббельс в образе обезьянки. На карте, размещенной на стене, изображены советский солдат и крупные стрелки наступления войск, устремленные на Берлин.

К 225-летию драматурга А.С. ГрибоедоваК 225-летию драматурга А.С. ГрибоедоваК 225-летию драматурга А.С. Грибоедова


На листе плаката «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!» (цветная литография, 42х31 см) изображен Гитлер, бегущий по Восточной Пруссии, подгоняемый залпами советских орудий. На заднем плане в правой верхней части листа изображен силуэт московского Кремля.
Тема концентрационных лагерей появляется в композиции «Послушай, ври, да знай же меру» (цветная литография, 40х31 см). Рисунок изображает Геббельса, пишущего огромной перьевой ручкой на листе бумаги, его поднимает за ухо рука. В левой руке невидимого судьи — повестка в суд с пометкой «Явка обязательна». Под листом бумаги, на которой выведен текст «Мы, немцы, самая культурная, самая гуманная нация», горы костей и черепов и табличка «Яновский лагерь».
В завершении Щеглов высмеивает бегство нацистских преступников в Испанию. На плакате «Ну как не порадеть родному человечку» (цветная литография, 42х35 см) диктатор Франко с гитарой в руках поет под ясным месяцем серенаду «Нейтралитет». Тем временем под полами его черного плаща скрываются фашистские военачальники с чемоданами, тайно ползком покидающие здание с надписью «Германия».

С окончанием войны Щеглов продолжил работать в области сатиры и книжной иллюстрации. Избранный им язык сатиры был призван осветить сложные общественные вопросы в простой и доступной широкому кругу зрителей визуальной форме. Художник многие годы преподавал в Крымском художественном училище имени Самокиша, где был самым любимым преподавателем.