Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 185-летию И.Н. Крамского
8 июня исполняется 185 лет со дня

Архив новостей

Июнь 2022 (28)
Май 2022 (24)
Апрель 2022 (35)
Март 2022 (30)
Февраль 2022 (31)
Январь 2022 (23)

Барельефы Федора Петровича Толстого (1783-1873)

Влияние классической античной культуры, а также развившегося в Европе романтизма повлекло за собой развитие античной тематики в русской скульптуре и пластике XVIII-XIX вв.
События Отечественной войны вдохновили выдающегося скульптора Федора Петровича Толстого (1783-1873) на создание серии барельефов из розового воска. Работа над серией из 21 медали продолжалась более двадцати лет, с 1814 по 1836 год. Выполненные в традициях классицизма, медали заняли значительное место в истории русской пластики. Характерно, что память знаменательных побед Толстой увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображавшими русское войско, ополчение.
«Гений творит, вкус образует, - писал А. Бестужев. - Взгляните на медальерные работы графа Толстого, и вы уверитесь, до какой степени может возвыситься гений, предводимый тонким образованным вкусом, уверитесь, что можно быть Поэтом, не стихотворствуя».

Барельефы Федора Петровича Толстого (1783-1873)

Так, в «Народном ополчении». 1816 г. (Гипс, барельеф. Д - 21.5) Три воина принимают мечи, вручаемые им аллегорической фигурой России. Сюжет медальона повторяет «Клятву Горациев» 1784 г. Жака Луи Давида (1748-1825). В основе его лежит рассказ римского историка Тита Ливия: трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Запечатлен момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Толстой дополняет эту мысль словами (сверху по дуге): «С крестом в сердце и с оружием в руках никакие человеческие силы не одолеют нас».

Барельефы Федора Петровича Толстого (1783-1873)

На медали «Бой при Малом Ярославце» (Фарфор, барельеф. Д - 16,7) изображена фигура русского воина, ударом меча рассекающего меч противника. Другой враг спасается бегством, а двое, пораженные, лежат на земле. Битва под Малым Ярославцем явилась крупной стратегической победой русской армии, вынудившей «Великую армию» отступить по разоренной Смоленской дороге.

Барельефы Федора Петровича Толстого (1783-1873)

В «Бое при Кульме» (Гипс, барельеф, Д – 21.5, П 2,5) российский воин вырывает меч у поверженного им врага, мечтавшего войти в Прагу с победоносными войсками, но посланного через нее пленным в Москву. (Сюжет символизирует разгром русско-прусско-австрийскими войсками французского корпуса под Кульмом в Богемии (ныне Чехия) 29-30 августа 1813 года). На оригинале, выполненном в розовом воске, значилось: «Отдай меч твой! И вниди в Прагу не победителем, но пленным».

Барельефы Федора Петровича Толстого (1783-1873)

В «Бегстве Наполеона за Неман» (Фарфор, барельеф. Д – 16,7) покрытый звериною шкурой дремлющий старец, аллегория реки Неман, сидит на снежном поле. Наполеон (в образе галльского воина) в страхе спешит за Неман; на переднем плане видны брошенные им щит, шлем и меч.
В настоящее время и медальоны в гипсе и в металле, и медали с сюжетами Федора Толстого на события Отечественной войны 1812 года и кампании 1813-1814 гг. украшают крупнейшие музеи. Оригиналы, выполненные Толстым в розовом воске, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.