Влияние классической античной культуры, а также развившегося в Европе романтизма повлекло за собой развитие античной тематики в русской скульптуре и пластике XVIII-XIX вв.
События Отечественной войны вдохновили выдающегося скульптора Федора Петровича Толстого (1783-1873) на создание серии барельефов из розового воска. Работа над серией из 21 медали продолжалась более двадцати лет, с 1814 по 1836 год. Выполненные в традициях классицизма, медали заняли значительное место в истории русской пластики. Характерно, что память знаменательных побед Толстой увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображавшими русское войско, ополчение.
«Гений творит, вкус образует, - писал А. Бестужев. - Взгляните на медальерные работы графа Толстого, и вы уверитесь, до какой степени может возвыситься гений, предводимый тонким образованным вкусом, уверитесь, что можно быть Поэтом, не стихотворствуя».
Так, в «Народном ополчении». 1816 г. (Гипс, барельеф. Д - 21.5) Три воина принимают мечи, вручаемые им аллегорической фигурой России. Сюжет медальона повторяет «Клятву Горациев» 1784 г. Жака Луи Давида (1748-1825). В основе его лежит рассказ римского историка Тита Ливия: трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Запечатлен момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Толстой дополняет эту мысль словами (сверху по дуге): «С крестом в сердце и с оружием в руках никакие человеческие силы не одолеют нас».
На медали «Бой при Малом Ярославце» (Фарфор, барельеф. Д - 16,7) изображена фигура русского воина, ударом меча рассекающего меч противника. Другой враг спасается бегством, а двое, пораженные, лежат на земле. Битва под Малым Ярославцем явилась крупной стратегической победой русской армии, вынудившей «Великую армию» отступить по разоренной Смоленской дороге.
В «Бое при Кульме» (Гипс, барельеф, Д – 21.5, П 2,5) российский воин вырывает меч у поверженного им врага, мечтавшего войти в Прагу с победоносными войсками, но посланного через нее пленным в Москву. (Сюжет символизирует разгром русско-прусско-австрийскими войсками французского корпуса под Кульмом в Богемии (ныне Чехия) 29-30 августа 1813 года). На оригинале, выполненном в розовом воске, значилось: «Отдай меч твой! И вниди в Прагу не победителем, но пленным».
В «Бегстве Наполеона за Неман» (Фарфор, барельеф. Д – 16,7) покрытый звериною шкурой дремлющий старец, аллегория реки Неман, сидит на снежном поле. Наполеон (в образе галльского воина) в страхе спешит за Неман; на переднем плане видны брошенные им щит, шлем и меч.
В настоящее время и медальоны в гипсе и в металле, и медали с сюжетами Федора Толстого на события Отечественной войны 1812 года и кампании 1813-1814 гг. украшают крупнейшие музеи. Оригиналы, выполненные Толстым в розовом воске, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.