Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (17)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

Коллекция музея. Кристина Робертсон «Женский портрет»

Наверное, посетители Симферопольского художественного музея не могли не обратить внимания на эффектный женский портрет в парадном зале нашей экспозиции – красивая девушка с косичками, заплетёнными в стиле королевы Виктории, в сверкающем атласном платье на фоне красной драпировки сидит и читает книгу.

Коллекция музея. Кристина Робертсон «Женский портрет»
Кристина Робертсон «Женский портрет». Ок. 1840
Холст, масло. 142 х 117 см
Симферопольский художественный музей

Когда портрет поступил в музей в 1958 году из Дирекции выставок и панорам, он именовался как женский портрет неизвестного художника круга Карла Брюллова. Было это до тех пор, пока в 1964 году научный сотрудник музея Леонарда Рыбникова не нашла в картотеке Третьяковки старый негатив с картины. Оказалось, что когда-то полотно принадлежало Третьяковской галерее, что это портрет графини Ольги Орловой-Давыдовой, урожденной Барятинской, написанный британкой Кристиной Робертсон. В 2000-х годах атрибуцию модели сменили. Стали считать, что на портрете изображена младшая сестра Ольги Мария. Сегодня это мнение подвергается серьезному сомнению.

Коллекция музея. Кристина Робертсон «Женский портрет»
Кристина Робертсон. Портрет О. И. Орловой-Давыдовой
Холст, масло. 142 х 115 см
Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева

Коллекция музея. Кристина Робертсон «Женский портрет»
Кристина Робертсон. Портрет В. П. Орлова-Давыдова. 1840
Холст, масло. 231 х 146 см
Государственный исторический музей

Ольга Орлова-Давыдова (1814–1876) была дочерью влиятельного и богатого дипломата – князя Ивана Ивановича Барятинского. В 18 лет вышла замуж за Владимира Давыдова, выпускника Эдинбургского университета в Шотландии, служащего Министерства иностранных дел, будущего графа Орлова-Давыдова. Венчание прошло в церкви курского имения Барятинских «Марьино». Именно оттуда ведет свое происхождение наш портрет Ольги, до того как попал в Третьяковскую галерею. В браке родилось шестеро детей. После смерти своей матери, Ольга заменила её на посту попечителя Общины сестер милосердия Литейной части Петербурга.

Коллекция музея. Кристина Робертсон «Женский портрет»
Работы К. Робертсон в интерьере. А. Редковский. Зеленая гостиная во дворце Юсуповых. 1867. Акварель. Журнал «Наше наследие»

Вполне вероятно, что члены ее семьи были одной из причин, по которой модная английская портретистка Кристина Робертсон решила предпринять путешествие в Петербург. Старшая сестра Ольги княжна Леонилла позировала художнице в Париже и могла рекомендовать ее русскому двору и своим родственникам. Во всяком случае, Робертсон неоднократно работает для Барятинских сразу после приезда в Россию в 1839 году.

Коллекция музея. Кристина Робертсон «Женский портрет»
Кристина Робертсон. Миниатюрный автопортрет. Ок. 1822
Слоновая кость. 18,1 х 13 см
Victoria and Albert Museum

Для женщины своего времени у Кристины Робертсон (1796–1854) была необычная судьба – профессиональной художницы, пережившей взлёт и падение карьеры придворной портретистки.

Кристина Сандерс родилась в городке Кингхорн близ столицы Шотландии Эдинбург. Её отец работал в эдинбургской каретной мастерской, там же начинал свою карьеру живописца её дядя Джордж Сандерс, в будущем успешный художник-миниатюрист с мастерской в Лондоне. Именно он обучал племянницу своей профессии, помогал с первыми заказами. Благодаря поддержке своего дяди, Кристина быстро обретает успех, ее доходы растут, о чём говорит сохранившаяся «Расчетная книжка» художницы. Сначала она тоже специализируется на миниатюрных портретах на слоновой кости, затем берется за большие холсты и масляные краски. Кристина активно выставляется в Лондоне и Эдинбурге, совершает деловые поездки в Париж, где у нее позируют в том числе и русские аристократы, удостаивается чести стать первой женщиной почетным членом Шотландской академии художеств. Интересно, что карьера её супруга-художника, Джеймса Робертсона, так и не сложилась.

В Россию художница приезжала дважды, в 1839–1841 и 1849–1854 годах, работала при дворе Николая I. Между двумя этими путешествиями успела попасть под экипаж, после чего, по всей видимости, осталась хромой (за это один из русских современников назвал её «горбатой англичанкой»). Второй приезд Робертсон был для неё не очень удачным, император перестал благоволить портретистке, вернул ей большой заказ без оплаты. Художница не успела вернуться на родину, умерла в Санкт-Петербурге, когда уже шла Крымская война.

Дарья Фращенко,
научный сотрудник музея