Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Коллекция музея. Николай Барсамов «Скрипка»

Коллекция музея. Николай Барсамов «Скрипка»
Барсамов Н. С. Натюрморт. Скрипка. Холст, масло. 50 х 87 см.
Симферопольский художественный музей

Натюрморт «Скрипка» Николая Степановича Барсамова, созданный молодым 35-летним художником в 1926 году, три года занимавшим пост директора Феодосийской картинной галереи и Феодосийского музея древностей, отсылает нас к традиционному голландскому натюрморту XVII века.

Все предметы – скрипка в футляре с нотами, ветхая книга и медный шорба-тас* (кастрюля для приготовления супа-шорбы, предмет кухонной утвари народов Крыма) – приметы старины, символизирующие вечность искусства.

В 1913–17 годах Барсамов учился в Москве у таких новаторов русской живописи как К. Коровин, И. Машков, А. Архипов, но пошел по противоположному пути.

Как и Константина Богаевского, также жившего в Феодосии, Барсамова увлекает прошлое и старые мастера. Натюрморт непосредственно связан с музейной деятельностью Николая Степановича и его изучением жизни и творчества Айвазовского, о котором он позже издаст первую в СССР монографию. Как известно, Айвазовский умел играть на скрипке, чему обучился у странствующих музыкантов. Подростком, играющим на скрипке на восточный манер, он изображает себя на одном из рисунков.


Коллекция музея. Николай Барсамов «Скрипка»
Айвазовский И. К. Айвазовский в детстве играет на скрипке. 1880-е. Бумага, тушь. 10 х 10 см.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. i-aivazovsky.ru

Этому небольшому натюрморту дал высокую оценку современник Барсамова – академик Николай Самокиш, преподававший в Симферополе. Об этом в своей автобиографии вспоминает Николай Степанович: «Когда в 1927 году я впервые выставил два своих натюрморта – «Скрипка» и «Шкатулка», Николай Семенович при встрече очень пространно стал мне говорить об их достоинствах. Видимо об этом был у него разговор и со студийцами, так как много лет спустя один из его учеников, вспоминая об этой выставке, сказал мне, что «Скрипка» решила его судьбу, когда он был школьником» (Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. Изд. «Крым», Симферополь, 1971. С. 114).

Искусствовед Рудольф Подуфалый назвал «Скрипку» программной вещью Барсамова и одним из лучших экспонатов Симферопольского художественного музея. В интерпретации этого выдающегося искусствоведа перед нами предстает «театр вещей»: «Каждый предмет характеризует его временная координата: старая потрепанная книга, мягкая, податливая (канонический символ бренности), помятый металлический сосуд, ассоциирующийся с рыцарскими латами; скрипка, спрятанная от времени в футляре… Скрипка всем строем этого удивительного полотна утверждается как символ искусства, не ветшающего от времени, набирающего силу, как старое вино» (Подуфалый Р.Т. Этюды о крымских художниках – Симферополь : Н. Орiанда, 2021. С. 227).

* Благодарим Велиеву Севилю Серверовну, старшего научного сотрудника Бахчисарайского музея-заповедника, за помощь в идентификации предмета.

Дарья Фращенко,
научный сотрудник музея