Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Цвета – символы Гражданской войны

К столетию окончания Гражданской войны в Крыму

«БЕЙ БЕЛЫХ, ПОКА НЕ ПОКРАСНЕЮТ,
БЕЙ КРАСНЫХ, ПОКА НЕ ПОБЕЛЕЮТ».
ЦВЕТА – СИМВОЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Цвета – символы Гражданской войныВ ноябре 2020 года исполнится сто лет со дня окончания Гражданской войны в Крыму. Интерес к «Русскому землетрясению», как назвал эту братоубийственную войну генерал А. Деникин, не утихает и сейчас, но особенно популярна данная тема была во времена Советского Союза. При создании «героической поэмы о великой эпохе» использовали легко узнаваемые устоявшиеся символы и образы, что было важным инструментом влияния на общественное сознание, одним из самых действенных и простых способов обозначить время и события.

Одна из самых древних – символика цвета. Издавна у разных народов для определения добра и зла использовали цвета или их контрасты. Вспомним пословицы: Говорит бело, а делает чёрно (русская), Чёрная земля родит белый хлеб (крымскокараимская), Чем нива чернее, тем хлеб белее (украинская) и др. Символика цвета понятна и эффектна. В Гражданскую войну цвет фигурировал даже в названии главных противостоящих сил – Красной армии и Белого движения. Обыгрывал такую ситуацию лозунг батьки Н. Махно: «Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют». Кроме них, на военной арене действовали ещё и «зелёные», но значимым в творениях о гражданской зелёный не стал. Может, потому что и так было много зелёного в одежде воюющих сторон. А может, потому что зелёный – цвет весны и надежды и плохо сочетается с войной.

Ещё не сорваны погоны
И не расстреляны полки.
Ещё не красным, а зелёным
Восходит поле у реки.
(З. Ященко. Генералы Гражданской войны)

Цвета – символы Гражданской войныКрасно-белая палитра отразилась в поэтических произведениях и тех лет, и более поздних. Н. Асеев в «Марше Будённого» (1923) «всегда хранит обоймы для белых черепов». И. Савин сетует, что «была белою вера, но краснеет песок», С. Бехтеев (Офицер, 1942) упоминает красную разбойничью личину.

Добавлю к этой палитре чёрный, традиционно обозначающий тёмные силы и всё нехорошее. Г. Гончаренко (Ю. Галич) в стихотворении «Встаёт над Россией кровавый рассвет…» (1938/39) называет революционные силы чёрно-красными птицами, а в «Чапаевской походной» 1930-х годов поётся:

На седых уральских кручах
Вороны кричат.
По Заволжью чёрной тучей
Стелется Колчак.
Шаг за шагом наступая/вар-т: Чёрной кровью путь отмечен
До БелОй реки,
На Уфу ведёт Чапаев
Красные полки. (А. Сурков)

Далее упоминаются белый волк (по степи рыщет), чёрный адмирал и красная звезда.
М. Цветаева тоже использует цветовую гамму:

...Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твоё – в песок. (цикл «Дон», 1918)

Цвета – символы Гражданской войныМ. Волошин в 1920 в стихотворении «Бойня» о красном терроре в Феодосии «сгущает краски», добавляя к белому, красному и чёрному (девушки в белых повязках, чёрные улицы, чёрное точило, зачервленелый терновник) жёлтую плоть.

Красный прочно ассоциируется как с кровью, так и с праздником. Яркий и эмоциональный, он фигурирует везде: красное знамя, звёзды, шарфики, ленты на папахах, лозунги, «разговоры» на шинелях, банты, лампасы на галифе, красная гвоздика, темляк, галстук В. Ленина...

В Симферопольском художественном музее с Гражданской войной связаны произведения советских художников. «Наши» в них – красные, а враги – белые. Во многих работах красный фигурирует в униформе красноармейцев. Действительно, какое-то время они выделялись либо красным бантом на груди и/или головном уборе, либо повязками красного цвета, либо пришитыми красными лентами на головном уборе.

Цвета – символы Гражданской войныВведённая официально в 1919 году форма предусматривала определённые цвета «разговоров» и других элементов, которые должны были соответствовать звезде на будённовке: оранжевый, малиновый, голубой и т. д., но не красный. Казалось бы, что использование художниками красного в обмундировании военных Рабоче-крестьянской армии – лишь художественный приём. Тем более, что приказом реввоенсовета оговаривалось, что в походе нашивки, хлястики и планки цветные должны заменяться на детали цветов обмундирования. Но это не выполнялось, а для отличительных элементов использовали ткани любых оттенков красного.

Владимир Путейко (Красная гвоздика, 1967) рисует галифе солдата оранжевым, клапаны и звезду алым. Возможно ли это было в действительности? Вероятно, да. Ведь знаменитые «красные штаны», которыми награждали красноармейцев, бывали малинового цвета и других отдалённо напоминающих красный цветов и оттенков, в зависимости от того, какая ткань, или остатки формы подразделений царской армии удавалось раздобыть.

Цвета – символы Гражданской войныСовременники Гражданской красным не злоупотребляли. Доброволец Первой конной армии Митрофан Греков в своей картине «Пленный белогвардеец» «нашего» обозначил красным шарфом. Николай Самокиш на полотне «Преследование врангелевцев в Крыму» красным пишет звёзды и петлицы красноармейцев Южного фронта, а ещё погоны и околышки врангелевцев.

Легко узнаваем один из главных символов того времени – Красное знамя. Как знак революции и борьбы он не нов – был распространён ещё во времена Великой французской революции. В сочетании с всадником – это отсылка к ещё более давнему духовному опыту русского народа – красный плащ развевается, как флаг у Георгия Победоносца. Встречаются его изображения и с красным флажком на пике.

Цвета – символы Гражданской войныДля усиления впечатления Иван Селиванов выделил красным ленту на папахе и лозунг «Вся власть советам!» при чёрно-белой гамме на одноимённой линогравюре.

Борис Малуев в иллюстрации известной песни «Орлёнок» разместил на красном фоне тёмных человека и коня.

Орлёнок, орлёнок – могучая птица,
К востоку стреми свой полёт,
Взлети над Москвою, над красной столицей,
Где Ленин любимый живёт! (В. Шведов, 1936)

Конечно, в «белогвардейских вариантах» песни красного цвета нет.
Красного и его оттенков иногда так много, что он становится чуть ли не главным в художественных произведениях.

При карикатурном изображении белогвардейцев господствуют чёрный и белый. Негативное отношение к персонажам Юрий Северин и Валентин Чернуха Выражают, рисуя тёмными, чёрными тонами гетмана Скоропадского, его соратников, Врангеля (1958). Ну, а каким ещё? Ведь в песне поётся:

Цвета – символы Гражданской войны
Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон. (П. Григорьев, 1920)


Сравните с «цветными» строками из поэмы «Хорошо» В. Маяковского (1927):

...Глядя
на ноги,
шагом
резким
шел
Врангель
в чёрной черкеске.
...
И над белым тленом,
как от пули падающий,
на оба
колена
упал главнокомандующий.


Цвета – символы Гражданской войныНа линогравюре «Их освободители» из серии «Гражданская война на Украине» приметы «врагов» подчёркнуто-белые: каски, лицо гимназиста, платье и рубашка буржуев. Но использование белого цвета в отрицательном плане затруднительно, так как он ассоциируется с чистотой и непорочностью. Разве что аналогия белый – смерть, кость, череп, бескровие:

С его дрожащих, побелевших уст
Последние срывались содроганья. (Рюрик Ивнев. Петроград, 1918)


Советские художники Ю. Северин и В. Чернуха приметой царской России сделали золотой цвет. Врангель у них с золотыми кортиком, крестом, погонами, значком и газырями. Почти как по М. Волошину:

В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей. (Гражданская война, 1919)


Не зная биографий мастеров и названий, ряд чёрно-белых графических произведений, лишённых цветных «подсказок» и символов, можно по-разному трактовать, как, например, ксилографии Соломона Юдовина из серии «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича». Да и не только графические. Лишь по предпочтениям автора и названиям работ Николая Самокиша можно сказать, что речь идёт о красных в картинах «Тачанка» (их использовали и махновцы) и «Красноармеец у ворот».

Создавая образы Гражданской войны, художники используют весь спектр цветов, но привычный глаз реагирует на ставшие маркерами эпохи красные знамёна и звёзды, косынки и штаны… Цветные осколки «окаянных дней» осели в фондах музеев, напоминая о страшных событиях, не обошедших стороною и наш Крым.

Над Чёрным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летело горе и гибель с севера.
(В. Смоленский. Над Чёрным морем, над белым Крымом…, 1957)


Старший научный сотрудник А. Полканова


Цвета – символы Гражданской войныЦвета – символы Гражданской войныЦвета – символы Гражданской войны