К столетию окончания Гражданской войны в Крыму
«БЕЙ БЕЛЫХ, ПОКА НЕ ПОКРАСНЕЮТ,
БЕЙ КРАСНЫХ, ПОКА НЕ ПОБЕЛЕЮТ».
ЦВЕТА – СИМВОЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
БЕЙ КРАСНЫХ, ПОКА НЕ ПОБЕЛЕЮТ».
ЦВЕТА – СИМВОЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В ноябре 2020 года исполнится сто лет со дня окончания Гражданской войны в Крыму. Интерес к «Русскому землетрясению», как назвал эту братоубийственную войну генерал А. Деникин, не утихает и сейчас, но особенно популярна данная тема была во времена Советского Союза. При создании «героической поэмы о великой эпохе» использовали легко узнаваемые устоявшиеся символы и образы, что было важным инструментом влияния на общественное сознание, одним из самых действенных и простых способов обозначить время и события.
Одна из самых древних – символика цвета. Издавна у разных народов для определения добра и зла использовали цвета или их контрасты. Вспомним пословицы: Говорит бело, а делает чёрно (русская), Чёрная земля родит белый хлеб (крымскокараимская), Чем нива чернее, тем хлеб белее (украинская) и др. Символика цвета понятна и эффектна. В Гражданскую войну цвет фигурировал даже в названии главных противостоящих сил – Красной армии и Белого движения. Обыгрывал такую ситуацию лозунг батьки Н. Махно: «Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют». Кроме них, на военной арене действовали ещё и «зелёные», но значимым в творениях о гражданской зелёный не стал. Может, потому что и так было много зелёного в одежде воюющих сторон. А может, потому что зелёный – цвет весны и надежды и плохо сочетается с войной.
Ещё не сорваны погоны
И не расстреляны полки.
Ещё не красным, а зелёным
Восходит поле у реки.
(З. Ященко. Генералы Гражданской войны)
И не расстреляны полки.
Ещё не красным, а зелёным
Восходит поле у реки.
(З. Ященко. Генералы Гражданской войны)
Красно-белая палитра отразилась в поэтических произведениях и тех лет, и более поздних. Н. Асеев в «Марше Будённого» (1923) «всегда хранит обоймы для белых черепов». И. Савин сетует, что «была белою вера, но краснеет песок», С. Бехтеев (Офицер, 1942) упоминает красную разбойничью личину.
Добавлю к этой палитре чёрный, традиционно обозначающий тёмные силы и всё нехорошее. Г. Гончаренко (Ю. Галич) в стихотворении «Встаёт над Россией кровавый рассвет…» (1938/39) называет революционные силы чёрно-красными птицами, а в «Чапаевской походной» 1930-х годов поётся:
На седых уральских кручах
Вороны кричат.
По Заволжью чёрной тучей
Стелется Колчак.
Шаг за шагом наступая/вар-т: Чёрной кровью путь отмечен
До БелОй реки,
На Уфу ведёт Чапаев
Красные полки. (А. Сурков)
Вороны кричат.
По Заволжью чёрной тучей
Стелется Колчак.
Шаг за шагом наступая/вар-т: Чёрной кровью путь отмечен
До БелОй реки,
На Уфу ведёт Чапаев
Красные полки. (А. Сурков)
Далее упоминаются белый волк (по степи рыщет), чёрный адмирал и красная звезда.
М. Цветаева тоже использует цветовую гамму:
...Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твоё – в песок. (цикл «Дон», 1918)
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твоё – в песок. (цикл «Дон», 1918)
М. Волошин в 1920 в стихотворении «Бойня» о красном терроре в Феодосии «сгущает краски», добавляя к белому, красному и чёрному (девушки в белых повязках, чёрные улицы, чёрное точило, зачервленелый терновник) жёлтую плоть.
Красный прочно ассоциируется как с кровью, так и с праздником. Яркий и эмоциональный, он фигурирует везде: красное знамя, звёзды, шарфики, ленты на папахах, лозунги, «разговоры» на шинелях, банты, лампасы на галифе, красная гвоздика, темляк, галстук В. Ленина...
В Симферопольском художественном музее с Гражданской войной связаны произведения советских художников. «Наши» в них – красные, а враги – белые. Во многих работах красный фигурирует в униформе красноармейцев. Действительно, какое-то время они выделялись либо красным бантом на груди и/или головном уборе, либо повязками красного цвета, либо пришитыми красными лентами на головном уборе.
Введённая официально в 1919 году форма предусматривала определённые цвета «разговоров» и других элементов, которые должны были соответствовать звезде на будённовке: оранжевый, малиновый, голубой и т. д., но не красный. Казалось бы, что использование художниками красного в обмундировании военных Рабоче-крестьянской армии – лишь художественный приём. Тем более, что приказом реввоенсовета оговаривалось, что в походе нашивки, хлястики и планки цветные должны заменяться на детали цветов обмундирования. Но это не выполнялось, а для отличительных элементов использовали ткани любых оттенков красного.
Владимир Путейко (Красная гвоздика, 1967) рисует галифе солдата оранжевым, клапаны и звезду алым. Возможно ли это было в действительности? Вероятно, да. Ведь знаменитые «красные штаны», которыми награждали красноармейцев, бывали малинового цвета и других отдалённо напоминающих красный цветов и оттенков, в зависимости от того, какая ткань, или остатки формы подразделений царской армии удавалось раздобыть.
Современники Гражданской красным не злоупотребляли. Доброволец Первой конной армии Митрофан Греков в своей картине «Пленный белогвардеец» «нашего» обозначил красным шарфом. Николай Самокиш на полотне «Преследование врангелевцев в Крыму» красным пишет звёзды и петлицы красноармейцев Южного фронта, а ещё погоны и околышки врангелевцев.
Легко узнаваем один из главных символов того времени – Красное знамя. Как знак революции и борьбы он не нов – был распространён ещё во времена Великой французской революции. В сочетании с всадником – это отсылка к ещё более давнему духовному опыту русского народа – красный плащ развевается, как флаг у Георгия Победоносца. Встречаются его изображения и с красным флажком на пике.
Для усиления впечатления Иван Селиванов выделил красным ленту на папахе и лозунг «Вся власть советам!» при чёрно-белой гамме на одноимённой линогравюре.
Борис Малуев в иллюстрации известной песни «Орлёнок» разместил на красном фоне тёмных человека и коня.
Орлёнок, орлёнок – могучая птица,
К востоку стреми свой полёт,
Взлети над Москвою, над красной столицей,
Где Ленин любимый живёт! (В. Шведов, 1936)
К востоку стреми свой полёт,
Взлети над Москвою, над красной столицей,
Где Ленин любимый живёт! (В. Шведов, 1936)
Конечно, в «белогвардейских вариантах» песни красного цвета нет.
Красного и его оттенков иногда так много, что он становится чуть ли не главным в художественных произведениях.
При карикатурном изображении белогвардейцев господствуют чёрный и белый. Негативное отношение к персонажам Юрий Северин и Валентин Чернуха Выражают, рисуя тёмными, чёрными тонами гетмана Скоропадского, его соратников, Врангеля (1958). Ну, а каким ещё? Ведь в песне поётся:
Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон. (П. Григорьев, 1920)
Сравните с «цветными» строками из поэмы «Хорошо» В. Маяковского (1927):
...Глядя
на ноги,
шагом
резким
шел
Врангель
в чёрной черкеске.
...
И над белым тленом,
как от пули падающий,
на оба
колена
упал главнокомандующий.
На линогравюре «Их освободители» из серии «Гражданская война на Украине» приметы «врагов» подчёркнуто-белые: каски, лицо гимназиста, платье и рубашка буржуев. Но использование белого цвета в отрицательном плане затруднительно, так как он ассоциируется с чистотой и непорочностью. Разве что аналогия белый – смерть, кость, череп, бескровие:
С его дрожащих, побелевших уст
Последние срывались содроганья. (Рюрик Ивнев. Петроград, 1918)
Советские художники Ю. Северин и В. Чернуха приметой царской России сделали золотой цвет. Врангель у них с золотыми кортиком, крестом, погонами, значком и газырями. Почти как по М. Волошину:
В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей. (Гражданская война, 1919)
Не зная биографий мастеров и названий, ряд чёрно-белых графических произведений, лишённых цветных «подсказок» и символов, можно по-разному трактовать, как, например, ксилографии Соломона Юдовина из серии «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича». Да и не только графические. Лишь по предпочтениям автора и названиям работ Николая Самокиша можно сказать, что речь идёт о красных в картинах «Тачанка» (их использовали и махновцы) и «Красноармеец у ворот».
Создавая образы Гражданской войны, художники используют весь спектр цветов, но привычный глаз реагирует на ставшие маркерами эпохи красные знамёна и звёзды, косынки и штаны… Цветные осколки «окаянных дней» осели в фондах музеев, напоминая о страшных событиях, не обошедших стороною и наш Крым.
Над Чёрным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летело горе и гибель с севера.
(В. Смоленский. Над Чёрным морем, над белым Крымом…, 1957)
Старший научный сотрудник А. Полканова