Одну из лучших страниц истории декоративно-прикладного искусства по праву открывает старинный фарфор. При его упоминании перед мысленным взором предстают изящные статуэтки, антикварные флаконы для духов, тончайшие расписные чайные приборы, столовый фарфор с царскими вензелями. Вокруг коллекционного фарфора витает особый дух аристократизма, на каждом произведении лежит печать избранности и утонченного вкуса. «Белое золото», как никакой другой материал, подчеркивало богатство владельца, – возможно, именно благодаря этой особенности фарфор так органично вошел в европейский быт, «не изменяя своей основной задаче – украшению жизни» [1, с.19].
Проникновение фарфора во все сферы жизни Старого Света тем удивительнее, что собственное его производство появилось в Европе только в начале XVIII столетия. До этого времени роскошные сервизы, парадные блюда и безделушки, ориентированные на европейский вкус и ценимые на вес золота, привозились исключительно из Китая. В истории искусства этой страны фарфор издавна занимал почетное место, долгое время выполняя не только прикладную функцию, но и служа валютой Поднебесной. Уже в древности китайцы употребляли сорта высококачественной глины для гончарных изделий. Первые изделия из фарфора, получившие быстрое распространение, появились в эпоху Тан, в средневековый период высокого расцвета всех областей китайской духовной жизни. Фарфор ценился как драгоценность и воспевался поэтами, а секрет его изготовления считался государственной тайной.
Производству фарфора в Китае способствовали богатые залежи необходимых для него материалов в провинции Цзянси. Здесь сама природа создала богатые залежи фарфорового камня (естественного соединения полевого шпата и кварца) и местной глины – каолина. Соединение этих двух частей в правильных пропорциях придавало составу необходимую пластичность и сплавляемость, а черепку после обжига – прочность и белизну [2, с.94]. Но, прежде чем смешиваться, материалы должны пройти длительную обработку: фарфоровый камень претерпевал дробление и брикетирование, а глина промывалась и выдерживалась в болотной воде более десяти лет, за счет процессов гниения в особой местной микрофлоре приобретая необыкновенную пластичность.
Отформованные изделия подвергались просушке, длившейся около года. Далее «расписанные красками фарфоровые изделия заключались в особые капсюли и многократно обжигались при различной температуре, доходящей до 1400º. Обжиг производился в течение нескольких дней, после чего печи, представляющие собой целые сооружения, в течение нескольких дней остывали. Однако мастера должны были входить в еще горячие печи, где закладывались новые партии фарфора» [2, с.95].
Распространение китайского фарфора в Старом Свете было так велико, что «китайская комната» или «китайский павильон» наподобие дворца Екатерины II в Ораниенбауме, были практически в каждом дворце Европы, России и Ближнего Востока. Признаком хорошего вкуса и достатка считалось наличие в доме хотя бы пары фарфоровых ваз или других предметов обихода.
Цена на привозные изделия подталкивала европейцев к поиску местных аналогов фарфорового камня и глины. В истории известны многочисленные попытки разгадать тайну оригинального состава: изготовление в XVI веке так называемого «фарфора Медичи», эксперименты доктора Дуайта, Франсиса Плейса и др. И лишь в начале XVIII в. граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз совместно с молодым алхимиком Иоганном Фридрихом Бётгером приблизились к решению вопроса о нужном составе твердой фарфоровой массы. В результате многолетних экспериментов с различными материалами, в 1709 году Бётгер добился, наконец, необходимого уровня сплавляемости, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем самым их абсолютного слияния. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была запущена первая европейская мануфактура твердого фарфора.
Спустя несколько десятилетий каолин был найден во Франции: в 1755 году под городом Аленосом, в 1768 году – под Лиможем. Уже в следующем 1769 году Севрская мануфактура представила ко двору короля Людовика XV первые изделия из твёрдого фарфора. В это же время активно развиваются фабрики Венеции. Начался золотой век фарфора европейских мануфактур.
Коллекция Симферопольского художественного музея демонстрирует широкий спектр произведений старинного европейского фарфора. Каждый предмет обращает нас к истории быта Старого Света. Распространение европейского фарфора было обусловлено не только его относительной доступностью для покупателя, но и высоким уровнем художественного оформления изделий. В любом расписном блюде или паре кофейного сервиза «мы увидим порой малозаметную, но совершенно необходимую работу художника. Он позаботился об удобстве пользования предметом, придал ему приятную для глаза форму, украсил тонким орнаментом, умело показал свойства материала» [3, с. 3].
Изысканный рисунок, деликатная позолота, простота и изящество формы превратили блюдо французской мануфактуры в настоящее произведение искусства.
Этот фрагмент роскошного обеденного сервиза, переданный музею в дар от частного лица в 1986 году, гордо носит зеленое клеймо «D&Co France». Фирма Delinier, Limoges Porcelain была открыта в 1860 году, а к 1900 году владельцы полностью ее переименовали. Таким образом, клеймо позволяет отнести время создания сервиза к концу XIX в.
Не менее интересна стилистика чайного набора (чашка и блюдце), на первый взгляд оформленного достаточно скромно, в бело-синей гамме с золочением. В действительности же перед нами чудесный пример раннего вустерского фарфора (г. Вустер (Worcester), Англия). Набор был приобретен в 1988 году у частного лица.
Фабрика была основана в Вустере в 1751 году. Первые изделия мануфактуры выполнялись из мягкого фарфора: соусницы, небольшие блюда, чайная и кофейная посуда. Кроме монохромного, Вустер выпускал полихромный позолоченный фарфор в восточном стиле. В 1760-е годах в вазах, корзиночках, кувшинах, чайниках, в которых чувствовалось значительное влияние севрского фарфора, преобладал темно-синий цвет, но также использовались желтый, красный, бирюзовый и зеленый цвета. Другой характерной чертой Вустера стал утонченный декор в китайском и японском стилях. Синее квадратное клеймо с Х-образным рисунком, имеющееся на предметах чайного набора из собрания музея, первоначально было лишь грубой подделкой под сложные китайские клейма. Достоверно известно, что эта марка относится к наиболее ранним клеймам вустерского фарфора.
Итальянский фарфор представлен в нашей коллекции изделием из бисквита Неаполитанской фабрики Каподимонте. «Бюст мальчика» был передан в дар музею от частного лица в 1986 году. На донце основания бюста сохранилось оригинальное синее клеймо – «N» под пятипалой короной.
«Отцом» фарфора Каподимонте (Capodimonte) считается Шарль де Бурбон (1716-1788), король Неаполя и Сицилии. В середине XVIII столетия мануфактура начинает производство фарфоровых миниатюр, тончайших фарфоровых цветов, сцен с фигурками, шкатулок и предметов быта. Ко второй половине века относится и наше произведение, что автоматически делает «Бюст мальчика» одним из наиболее ранних экспонатов в коллекции фарфора.
Уже к концу столетия неаполитанское производство переживает упадок. В 1819 году завод был распродан, а производство фарфора приостановлено.
Среди «экзотических» европейских фабрик стоит упомянуть Копенгагенскую королевскую мануфактуру. Ваза датского фарфора, приобретенная музеем в 1989 году у частного лица, отличается поразительно современной простотой дизайна и оформления. На донце сохранилось зелено-синее клеймо, относящееся к началу XX столетия – такие марки ставились до 1923 года.
Наиболее обширно среди произведений европейских фабрик представлен немецкий фарфор: марки Volkstedt-Rudolstadt, Meissen, Schumann, Steinmann, Seltmann Weiden, Rosenthal Kronach, К.Р.М. (Konigliche Porzellan-Manufaktur).
Одна из наиболее известных и ранних марок европейского фарфора – Мейсен (Meissen). Именно эту мануфактуру основал Бётгер в 1710 году. Для светской Европы мейсенский фарфор стал предметом особого почитания. Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включал в себя богатейшие семьи Европы и России. Среди них Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Старого Света. Сегодня шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже.
В Симферопольском художественном музее мейсенский фарфор представлен статуэткой «Девушка с книгой», переданной в дар музею от частного лица в 1984 году. Тип клейма мануфактуры (две скрещенные шпаги) за три столетия изменялся не единожды, наш вариант датируется 1947-1973 годами. На основании также присутствуют вдавленные клейма (очевидно, обозначение серии): цифра 5, F 49 и 44.
Небольшой статуэткой «Амур с клеткой» представлен еще один титан немецкого фарфора – фабрика Volkstedt-Rudolstadt (Фолькштед – Рудольштадт). Экспонат был передан в дар музею от частного лица в 1986 году.
Расцвет мануфактуры, основанной в 1760 г., пришелся на 1767 - 1797 годы. Фабрика испытывала большое влияние Мейсена, не говоря уже о прямых имитациях изделий ведущей немецкой мануфактуры. О подобной стилизации «под мейсен» говорит оформление «Амура», заманивающего сердца в золотую клетку, его тематика, рокайльное изящество.
На основании сохранилось синее X образное клеймо фирмы. Знак такого образца относится к наиболее раннему периоду, что позволяет датировать предмет 1760-1800 годами.
Ряд декоративных статуэток завершает «Дама с собаками» фабрики Fraureuth Kunstabteilung, поступившая в фонды музея в 1986 г. в дар от частного лица. Саксонская мануфактура Фрауройт была основана в 1866 году.
Всю серию с различными вариациями раскраски, а следовательно, и само изделие, можно датировать 1910 годом по зеленому клейму на основании статуэтки.
К началу XX столетия относится декоративное блюдо с жанровой сценой марки завода Porzellanfabrik und malerei K. Steinmann, переданное в дар от частного лица в 1986 году. Фабрика Куно Стейнманна появилась в 1868 году. В разработке клейма ее основатель подражал Королевской фарфоровой мануфактуре, позаимствовав знак имперского орла с добавлением букв K.S. В начале XX века марка фарфора была изменена. Зеленое клеймо «Silesia» с короной позволяет датировать блюдо 1900-1938 годами.
Примерно в это же время выполнено блюдо с яркими цветами фабрики Porzellanmalerei Philipp Rosenthal & Co, о чем говорит зеленое клеймо «Elfenbain Rosenthal Kronach – Germany Miramar», которое использовалось в 1901-1933 годах.
Мастерская по росписи фарфора была основана в 1879 году в Верхней Франконии тайным советником доктором Филиппом Розенталем, точно определившим своими изделиями дух того времени.
Достойную конкуренцию частным немецким заводам оказывала Королевская Фарфоровая Мануфактура (Konigliche Porzellan-Manufaktur, сокращенно K.P.M.), основанная в 1763 году прусским королем Фридрихом Великим. Королевская привилегия была отмечена клеймом с синим королевским скипетром. Позднее, с 1832 года, к нему присоединяется красное клеймо с державой. По этим клеймам можно датировать 1875-1917 годами лаконичное по исполнению блюдо из обеденного сервиза, переданное в музей в дар от частного лица в 1986 году.
Фрагмент другого сервиза – оригинальная супница – демонстрирует достижения марки фарфора Seltmann Weiden. Изделие было передано в дар музею в 1986 году от частного лица.
Фабрика была основана Кристианом Селтманном в баварском Вейдене. Зеленое клеймо на донце супницы – «S» с короной и надпись «Seltmann Weiden» позволяет отнести изделие к 1924-1946 годам.
К тому же историческому периоду относятся пять предметов коллекции фарфора – блюдо и четыре тарелки марки Schumann. История этого завода берет свое начало от основателя Кристиана Генриха Шумана (Christian Heinrich Schumann 1822-1884г.г.). Зеленое клеймо «Bavaria-Schumann» с гербом, на котором изображен лев, стоящий на задних лапах, датируется для всех предметов 1918-1929 годами. По стилю оформления блюдо с голубым рисунком относится к одному сервизу, а тарелки – к другому. На одной из тарелок присутствует серийный номер 29, указывающий на то, что перед нами часть большого парадного сервиза.
Помимо мелкой пластики и посуды, в коллекции музея представлены другие предметы быта XIX-начала XX вв. Производство фарфора и фаянса в Европе всегда шло в ногу со временем и даже опережало его. К примеру, секрет фарфорового экрана «Дети у могилы» с вдавленным клеймом в виде серпа и букв «P.R.» раскрывается только при использовании дополнительного источника света, доступного в конце XIX века: свечи, газового рожка или электрической лампы. Экран был приобретен в 1989 году у частного лица. В наши дни в музее Блещунова (г. Одесса) подобный экран с жанровой сценкой освещается специальными лампами «холодного света», что придает фарфоровому изделию особое очарование.
Еще один штрих к быту начала прошлого столетия может прибавить изящная дамская трость в духе галантного XVIII века. Ручная роспись фарфора, форма и стилизация позволяют отнести предмет к эпохе модерна.
В предметах коллекции Симферопольского художественного музея представлена трехсотлетняя история европейского фарфора. Хронология и стилистика экспонатов охватывают расцвет и закат Неаполитанской фабрики Каподимонте, развитие мануфактуры Фолькштед – Рудольштадт, блестящую эпоху заводов Мейсена и Королевской Фарфоровой Мануфактуры. Через предметы домашнего обихода мы можем прикоснуться к историческому наследию Старого Света, от фрагментов быта европейцев XVIII-XIX столетий мысленно перейти к общей картине и ощутить дыхание прошлого в тонком изгибе старинной вазы или причудливом рисунке кофейной чашки.
Литература:
1. Воронов В.С. О крестьянском искусстве : избр. труды / Вступит. статья Т. Разиной. - М. : Сов. художник, [1972]. - 350 с. : ил.
2. Виноградова Н.А. Искусство древнего Китая / Под ред. И.Я. Цагарелли. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 104 с., ил.
3. Ильин М. Русское народное искусство. – М.: Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1959. – 70 с., илл.