Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда СХМ Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Сентябрь 2021 (16)
Август 2021 (17)
Июль 2021 (21)
Июнь 2021 (22)
Май 2021 (30)
Апрель 2021 (31)

Карикатуры А. Лебедева периода Первой мировой войны

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены в Сербии анархистом Гаврилой Принципом. Германия поддержала Австрию в конфликте с Сербией и вступила в войну. Начало военной кампании 1914 г. датируется 28 июля. 1 августа Германия объявляет войну России, а 3 августа и Франции.

***
После начала Первой мировой войны город на Неве, два столетия с гордостью носивший имя на немецкий лад – Санкт-Петербург, в одночасье был переименован в Петроград.
По воспоминаниям писателя Николая Карпова, «когда осенью 1914 года началась империалистическая война, редакции еженедельников, где я главным образом печатался, стали требовать военных стихов и рассказов. Ловкие халтурщики моментально перестроились и стали описывать немецкие зверства, героев-прапорщиков, которые с обнаженной шашкой в руке, под развернутым знаменем вели роты в атаку на тевтонские рати. Воспевали короля Альберта и подвиги казаков, забиравших в одиночку в плен целые немецкие полки.
Гнуснейшая халтура, гнуснейшее немцеедство культивировалось всеми еженедельниками и газетами. От солдат и офицеров с фронта получались ругательные письма, фронтовики с негодованием требовали прекратить печатание лживых очерков и рассказов, но редакторы не обращали на эти письма ни малейшего внимания.
Рассказы и очерки писались не для тех, кто был на фронте, они должны были поддерживать воинственный дух в тылу».

Тогда же осенью 1914 года в издательстве И.А. Богельмана, печатающего юмористические журналы «Фарс», «Всемирный юмор», «Стрекоза» и др., появляются злободневные карикатуры под псевдонимом «А. Лебедев»…

Острые, порой безжалостные карикатуры на немецкого императора Вильгельма II, султана Османской империи Абдул-Гамида III и Мехмеда V, императора австрийского Франца-Иосифа и болгарского царя Фердинанда I соседствуют с бравурной серией рисунков, посвященных непобедимому русскому солдату – чаще всего это казак в мохнатой папахе, добротном жупане, со штыковым ружьем, дородный, сытый и веселый. В нескольких рисунках появляются исконные символы Руси - Илья Муромец (в двух-трех листах) и русский медведь.

Карикатуры А. Лебедева периода Первой мировой войны


Карикатура на немецкого императора Вильгельма II


Карикатуры А. Лебедева периода Первой мировой войны


Карикатура на австрийского императора Франца-Иосифа


Карикатуры А. Лебедева периода Первой мировой войны


Карикатура на американского президента Вудро Вильсона и Вильгельма II


Карикатуры А. Лебедева периода Первой мировой войны


"Илья Муромец в 10 веке и в 20 веке"


Один из рисунков, выполненных тушью на бумаге с предварительной карандашной прорисовкой, посвящен странам Антанты и их союзникам. Француз, русский, англичанин и итальянец совместными усилиями «затягивают корсет» на дородной Германии в костюме валькирии.

Карикатуры А. Лебедева периода Первой мировой войны


"Корсет затягивается"


Стоит отметить, что карикатурист прекрасно владеет материалом и буквально «знает в лицо» каждого генерала и военачальника. Что немаловажно, все его образы очень достоверны, близки к оригиналам (это легко проверить по сохранившимся историческим фотографиям).
В ряде карикатур достоверно передан быт военного Петрограда, с его очередями и перебоями в поставках продовольствия, невыносимой дороговизной и мародерами.

К сожалению, личность этого таинственного и, несомненно, талантливого художника до сих пор не раскрыта. Не менее загадочна история коллекции его рисунков, поступившей в фонды Симферопольской картинной галереи в декабре 1945 году из Отдела по делам искусств при Крымоблисполкоме. Каким образом коллекция оказалась в послевоенном Крыму, кто был ее прежним владельцем, и что стало после Октябрьской революции с самим карикатуристом, неизвестно.