Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июнь 2024 (13)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)

Выставка карикатуры А. Лебедева, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны

Выставка карикатуры А. Лебедева, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны8 октября в 15:00 в выставочных залах Симферопольского художественного музея состоится открытие выставки карикатуры А. Лебедева, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны. Будет представлено свыше 220 оригинальных рисунков А. Лебедева из фондов музея. Вероятно, автор работал под псевдонимом.

Политическая карикатура (от итальянского «caricare» — «нагружать, преувеличивать») на рубеже XIX-XX веков была особенно популярна в журнальной графике. Техническим возможностям журнально-газетного цинкографического клише соответствовали свойства рисунка «стиля модерн», оперирующего плоским пятном и широкой контурной линией. Издательский дом И.А. Богельмана выпускал десяток уличных журналов — «Двадцатый век», «Стрекозу», «Всемирный юмор», «Журнал-фарс», «Женщину» и др. В нескольких журналах, подведомственных И.А. Богельману, в 1914 году появляются острые, злободневные карикатуры за подписью «А. Лебедев», «А. Васильев», «Авель», а чаще всего — просто «А. Л.».

Другой издатель — Е.Э. Сно (Snow) — выпускал юмористические сборники под названиями «Немец-перец-колбаса», «Турки — немецкие окурки», «Австрияки-удираки» и т. п., изрядно погорев на этом предприятии.

Прелесть газетной и журнальной карикатуры в ее общедоступности. Здесь не обязательно знать досконально все сражения, причины и последствия Первой мировой войны, чтобы оценить остроту и точность сатирических образов немецкого императора Вильгельма II, турецких султанов Абдул-Гамида II и Мехмеда V, императора австрийского Франца-Иосифа, болгарского царя Фердинанда I, американского президента Вудро Вильсона доблестного русского солдата и проч.

Этот иллюстративный материал служит настоящим наглядным пособием по изучению истории и быта периода Первой мировой войны. Острое перо художника направлено не только на императоров и военных. В калейдоскопе карикатур чередуются образы простых обывателей: мародер и лиходей-банкир, голодный интеллигент, работники железной дороги, производители денатурата и его потребители, цирковые силачи, представители прессы, торговцы и лавочники, аптекарь, кондуктор трамвая, гадалка, горничная… Буквально весь военный Петроград!

Образы А. Лебедева очень точны, легко узнаваемы, доступны для понимания в настоящее время, заставляют не только улыбнуться, но и задуматься, особенно в свете последних исторических событий. Прошло 100 лет, информационные баталии продолжаются, мотив наживы на чужом горе даже не камуфлируется, как и иезуитский призыв «Долой войну!» тех, кто всеми силами пытается ее продолжить.

Не потому ли по-прежнему актуальна мысль немецкого философа Георга Гегеля, которая звучит лейтмотивом выставки карикатур А. Лебедева: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».

Работа выставки продлится до 28 октября 2014 года.