8 октября в 15:00 в выставочных залах Симферопольского художественного музея состоится открытие выставки карикатуры А. Лебедева, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны. Будет представлено свыше 220 оригинальных рисунков А. Лебедева из фондов музея. Вероятно, автор работал под псевдонимом.
Политическая карикатура (от итальянского «caricare» — «нагружать, преувеличивать») на рубеже XIX-XX веков была особенно популярна в журнальной графике. Техническим возможностям журнально-газетного цинкографического клише соответствовали свойства рисунка «стиля модерн», оперирующего плоским пятном и широкой контурной линией. Издательский дом И.А. Богельмана выпускал десяток уличных журналов — «Двадцатый век», «Стрекозу», «Всемирный юмор», «Журнал-фарс», «Женщину» и др. В нескольких журналах, подведомственных И.А. Богельману, в 1914 году появляются острые, злободневные карикатуры за подписью «А. Лебедев», «А. Васильев», «Авель», а чаще всего — просто «А. Л.».
Другой издатель — Е.Э. Сно (Snow) — выпускал юмористические сборники под названиями «Немец-перец-колбаса», «Турки — немецкие окурки», «Австрияки-удираки» и т. п., изрядно погорев на этом предприятии.
Прелесть газетной и журнальной карикатуры в ее общедоступности. Здесь не обязательно знать досконально все сражения, причины и последствия Первой мировой войны, чтобы оценить остроту и точность сатирических образов немецкого императора Вильгельма II, турецких султанов Абдул-Гамида II и Мехмеда V, императора австрийского Франца-Иосифа, болгарского царя Фердинанда I, американского президента Вудро Вильсона доблестного русского солдата и проч.
Этот иллюстративный материал служит настоящим наглядным пособием по изучению истории и быта периода Первой мировой войны. Острое перо художника направлено не только на императоров и военных. В калейдоскопе карикатур чередуются образы простых обывателей: мародер и лиходей-банкир, голодный интеллигент, работники железной дороги, производители денатурата и его потребители, цирковые силачи, представители прессы, торговцы и лавочники, аптекарь, кондуктор трамвая, гадалка, горничная… Буквально весь военный Петроград!
Образы А. Лебедева очень точны, легко узнаваемы, доступны для понимания в настоящее время, заставляют не только улыбнуться, но и задуматься, особенно в свете последних исторических событий. Прошло 100 лет, информационные баталии продолжаются, мотив наживы на чужом горе даже не камуфлируется, как и иезуитский призыв «Долой войну!» тех, кто всеми силами пытается ее продолжить.
Не потому ли по-прежнему актуальна мысль немецкого философа Георга Гегеля, которая звучит лейтмотивом выставки карикатур А. Лебедева: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».
Работа выставки продлится до 28 октября 2014 года.