В декабре 2021 года Симферопольский художественный музей издал «XXVI КРЫМСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы республиканской научно-практической конференции 14 октября 2021» (ИТ «АРИАЛ», 296 с.). В сборник вошли сорок статей участников традиционной конференции, проводимой ведущим художественным музеем с 1996 года.
География музейных сотрудников, историков и других специалистов, приславших свои статьи, велика. Кроме крымчан (Алупка, Бахчисарай, Евпатория, Карадаг, Севастополь, Симферополь), приняли участие в искусствоведческих чтениях учёные из Астрахани, Владивостока, Владимира, Гатчины, Запорожья, Калининграда, Кирова, Козьмодемьянска, Москвы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Петрозаводска и Санкт-Петербурга.
Издание тематически разделено на разделы: «Жизнь и творчество Юрия Васильевича Волкова», «Вопросы теории и истории искусств в практике музеев Российской Федерации», «Музейное пространство в современном обществе: проблемы и решения», «Крымский контекст».
Книга рассчитана не только на специалистов, но и на широкий круг читателей.
С электронной версией можно ознакомиться по .
СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВОЛКОВА
Бородина Е. Е.
«Художник, написавший подвиг». К столетию Юрия Волкова .........................7
Волкова О. В.
Юрий Васильевич Волков (1921–1991):
документы, письма, дневники, воспоминания...................................................18
Глазунова С. А.
Коллекция Юрия Волкова в собрании
Симферопольского художественного музея.......................................................34
Кугушева А. Ю.
Батальная живопись и графика Ю. В. Волкова
в крымской периодической печати 1956–1960-х годов.....................................38
Фращенко Д. В.
Библиография работ о жизни и творчестве художника Юрия Волкова ..........43
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ПРАКТИКЕ
МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Акимов С. С.
Об истории изучения произведений Луиса де Колери
в российских музеях .............................................................................................55
Алимов С. А.
История диорамы «Днепрострой» Константина Богаевского..........................65
Балакаева А. Д.
Произведения Томаса Майлза Ричардсона младшего в собрании
Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого .................73
Васильева О. А.
Фарфор заводов Кузнецовых. Собрание ГАУК РК «Алупкинский
дворцово-парковый музей-заповедник» .............................................................81
Галан К. А.
К вопросу атрибуции барометра фирмы «Berge London Late Ramsden»
в собрании Алупкинского музея-заповедника ...................................................89
Трутенко Ю. Е.
Нидерландская живопись в собрании Алупкинского музея-заповедника:
история формирования коллекции......................................................................95
Трутенко Ю. Е.
Живопись Ивана Титова в Алупкинском музее-заповеднике ........................106
Чувилькина Ю. В.
Наследие художников 1920–1930-х годов в коллекциях музеев
«Новый Иерусалим» и Государственном музее искусств
им. И. В. Савицкого ............................................................................................ 112
МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Владимирова Ж. К., Владимиров Е. И.
К 80-летию петербургского искусствоведа
Александра Васильевича Губарева (1941–1983) ............................................. 118
Гагина О. Е.
Владимирский «киммериец» В. И. Рузин и выставка его памяти
во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике ..............................................127
Гирфанова О. В.
Синтез искусств как эмоционально-ценностный компонент
образовательного процесса ................................................................................133
Глаголева Т. В.
Обеспечение сохранности книжного фонда в библиотеке
Мурманского областного художественного музея...........................................138
Губарева О. В.
Человек, опередивший время. К 80-летию петербургского
искусствоведа Александра Васильевича Губарева (1941–1983)....................144
Кешфидинов Ш. Р.
Феномен современной монументальной скульптуры как центрообразующий
элемент городского пространства на примере скульптуры
«Глина № 4» Урса Фишера ................................................................................148
Козловская Н. В.
Выявление потребительских предпочтений и факторов принятия решения
при выборе сувенирной продукции гражданами КНР
во время туристических поездок за границу ...................................................152
Левданская Н. А.
К истории формирования и изучения коллекции Приморской
государственной картинной галереи (По материалам юбилейной
выставки «55 историй») .....................................................................................159
Пивкина И. Н.
Арт-медиация. Новый метод коммуникации со зрителем..............................167
Пудова В. А.
Клуб любителей искусства в Ленинградском электротехническом институте
им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (клуб «ЛЭИС-1969»)....................................172
Салтыкова Т. В.
Разработка и создание музейных сервисов для иностранных туристов .......179
Скрупская Е. Л.
Современные тенденции развития музейной экспозиции..............................190
Смирнова Л. К.
Произведения русского пейзажиста 2-й половины XIX века
И. И. Ендогурова в собрании Севастопольского художественного
музея им. М. П. Крошицкого .............................................................................196
Степанчук Ю. В.
Новые тенденции выставочной деятельности Музея Мирового океана .......203
Текутьева Ю. Э.
Влияние современных технологий в музейном деле
на процесс преподавания в художественных ВУЗах .......................................209
Шерстнев В. Л.
Информационные ресурсы в музейном пространстве
г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл ......................................................214
Шукурова А. Э.
Опыт использования произведений живописи в формате
выставки одного экспоната в ГМЗ «Гатчина»..................................................222
КРЫМСКИЙ КОНТЕКСТ
Абдураманова С. Н.
Дашевский В. Л. – директор Государственного дворца-музея
тюрко-татарской культуры в Бахчисарае (1935–1936) ....................................227
Захарова Р. А.
Тема Крыма в коллекции редких книг и гравюр
из собрания библиофила и мецената И. А. Репина .........................................234
Ковалевская Н. А.
Отдых по-алупкински, кино и политика (из новых поступлений:
рисунки московского художника И. И. Борискова) .........................................239
Лыкова Н. Н.
Образ Богоматери как эстетический идеал самобытной фресковой
живописи средневековой Таврики (в контексте уникальности явления
отечественной культуры) ...................................................................................249
Масаев М. В.
Творчество Н.С. Самокиша в постреволюционный период в контексте
феномена постижения искусства риторики великих художников .................255
Пименова-Ромашова Н. В.
Альбом «Фото-материалы о Великой отечественной войне. Оборона Крыма»
из коллекции Музея русской архитектуры в собрании Государственного
Музея архитектуры им. А. В. Щусева ..............................................................262
Полканова А. Ю.
Анатолий Козлов – художник-историк и художник-этнограф .......................269
Пушкарёв С. Н.
Произведения А. Ф. Гауша в музеях на постсоветском пространстве.
Открываем заново...............................................................................................276
Сайгушкина Т. П.
Творчество севастопольских художников – ветеранов Великой Отечественной
войны в собрании Севастопольского художественного музея
им. М. П. Крошицкого: постановка проблемы ................................................280
Федоренко М. Н.
Формирование и развитие культурного ландшафта Карадага .......................290