АРХИТЕКТОНИКА МУЗЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ XXI ВЕКА
Традиции Крымских искусствоведческих чтений уже почти четверть столетия. Первый профессиональный форум музейщиков Тавриды собрал в 1996 году заместитель директора по науке Рудольф Подуфалый. Обсуждали специфику музейного дела в Крыму, «парадокс» Сократа («красиво то, что нравится»), делились опытом и планами, намечали перспективы.
В 2019 году уже более 50 сотрудников музеев со всей страны – искусствоведы, хранители, реставраторы, менеджеры, издатели, методисты – лично, виртуально, с докладами участвовали в проведении XXIV Крымских искусствоведческих чтений. Впечатляет география музейных учреждений: Москва, Царицыно, Севастополь, Санкт-Петербург, Симферополь, Ирбит, Ялта, Алупка, Бахчисарай! Советник генерального директора ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Юлия Купина с одобрением отметила не только высокий уровень докладов на пленарных заседаниях и секциях, но и своевременное освещение работы музея на сайте СХМ.
Пленарное заседание «Вопросы теории и истории искусств в практике музеев Российской Федерации» открыла директор СХМ Ольга Бурова, подчеркнув важность и актуальность музейной конференции, имеющей научно-исследовательский характер.
Тематика XXIV Крымских искусствоведческих чтений значительно расширилась, обозначились сквозные темы и тенденции: от обсуждения сугубо музейных проблем реставрации и хранения экспонатов до социальных аспектов воздействия на зрителя тематических выставок нового формата («Опыт обращения к вопросам философии в рамках выставочного проекта Санкт-Петербургского «Манежа» «Жизнь после жизни»). Призыв доктора философских наук, профессора КФУ Владимира Масаева «рассматривать Симферопольский художественный музей как бренд», нашел отклик в активном обсуждении амбициозных планов «Культурно-образовательного и музейного комплекса в Севастополе» стать лидером в мировом экспозиционно-культурном пространстве; в рамках панельной дискуссии о разработке концепции и этапах реализации проекта его озвучила Юлия Купина. Непростую историю формирования коллекции преподнес коллегам директор одного из самых молодых в стране музеев классического академического искусства – Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов. И тут же получил приглашение рассмотреть вопрос о возможности демонстрации своей знаменитой «Рубенсовской коллекции» в столице Крыма в СХМ.
Практический интерес представляли скайп-конференции при участии сотрудников ФГБУК «Государственный Русский музей» Марины Красовитовой – заведующей отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ»: «Оказание методической помощи художественным музеям Российской Федерации и повышение квалификации музейных сотрудников» и Елены Старостенко – заведующей отделом «Ведение централизованного учета музейных предметов и работы с автоматическими музейными системами»: «Вопросы формирования государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации».
От анализа принципов транс-историзма в создании впечатляющей экспозиции (доклад и презентация Елизаветы Павлычевой, начальника выставочного отдела ГБУК «Музейно-выставочное объединение «Манеж», Санкт-Петербург) участники перешли к вопросам издания музейных, выставочных или тематических каталогов, признали совершенно необходимым поддержать традиционную музейную мотивацию – «показать красоту мира изобразительного искусства».
Актуальную проблематику, очерченную Президентом, «укреплять общее пространство просвещения и культуры», исследовали в своих докладах преподаватели творческих вузов Крыма. Заместитель директора СХМ Светлана Глазунова напомнила собравшимся об истоках традиции: «Крымские искусствоведческие чтения. Исторический обзор и перспективы», подчеркнула важность межмузейного сотрудничества. А уж когда Людмила Смирнова, заместитель директора Севастопольского музея имени Крошицкого завершила свой доклад призывом «беречь музейную честь!», дрогнули сердца самых закаленных музейщиков.
Живой интерес участников вызвали дискуссии круглого стола, где обсуждались проблемы атрибутики «безымянных» музейных предметов, история Крымского объединения художников «Изофронт», рассматривался вопрос о статусе негосударственных музеев и методике внесения музейных экспонатов в Госкаталог.
Великолепным обрамлением искусствоведческих чтений стали две выставки крымских художников – друзей музея: юбилейная экспозиция к 100-летию выдающегося крымского живописца Федора Захарова и презентация панорамы «Карадаг» Евгением и Жанной Владимировыми.
Все три зала музейного флигеля заняла оптимистичная, искрящаяся живопись мэтра Крымской школы живописи Федора Захарова (1919–1994). Просторные нарративные пейзажи с зенитным ракурсом; мерцающий полумрак ноктюрнов, вновь открывших таинственную прелесть южных ночей – чудесная серия «розы у ночного окна»; жизнерадостные букеты, одухотворенные море и горы, Захаровские портреты и «Времена года»!
Для иногородних участников в работе Конференции было предусмотрено посещение Бахчисарайского историко-культурного и архитектурного музея-заповедника.
По итогам работы Республиканской научно-практической конференции традиционно планируется издание сборника XXIV Крымских искусствоведческих чтений.
Екатерина БОРОДИНА,
научный сотрудник музея
научный сотрудник музея