Коллекция Симферопольского художественного музея не только вмещает в себя около 10 тысяч изученных и описанных экспонатов, но хранит и ряд еще неразгаданных музейных тайн — уникальных монографических коллекций крымских мастеров. Покров одной из таких тайн был приоткрыт в ходе реализации музейного проекта «Традиции крымской маринистической живописи».
Тема оказалась поистине бездонной, перспективной и многообещающей. На базе музея при поддержке министерства культуры РК прошла научная конференция, приуроченная к 160-летию крымского художника-мариниста Эммануила Магдесяна, скайп-конференция с московскими потомками художника, обсуждение докладов в формате круглого стола и открытие выставки живописи из фондов музея.
В год 100-летия Октябрьской революции надо ли говорить о том, что творческое наследие крымского художника-мариниста Эммануила Яковлевича Магдесяна, двоюродного племянника великого Айвазовского могло бы сгинуть и затеряться в череде грозных катаклизмов ХХ века. Но недаром существует «корпоративное упрямство музейщиков»! Нашлись неравнодушные люди, беззаветно преданные идее сохранения культуры, искусства, истории и славы родной земли. С разных сторон, но с одинаковым энтузиазмом подошли к освещению темы участники конференции. Подготовили основательные доклады заместитель директора музея Светлана Глазунова — «Эммануил Магдесиан в коллекции Симферопольского художественного музея», научные сотрудники Александра Кугушева — «Жизнь и творчество Льва Лагорио», Екатерина Старостина — «Художник-поэт Руфин Судковский», Дарья Фращенко — «И. К. Айвазовский и художественная критика», Екатерина Бородина — «Традиции маринистики в творчестве современных крымских живописцев и дизайнеров». Приглашенные участники: генеральный директор ООО «Крымские межмузейные коммуникации» Сергей Пушкарев озвучил «Некоторые заметки по поводу 160-летия со дня рождения Э. Магдесяна», искусствовед Людмила Свиридонова представила опыт художественного анализа картины Магдесяна «Скалы у моря». Итоги многолетних поисков, изданную книгу «Спрессованные столетья Перекопа» и написанную картину «Художник Эммануил Магдесян» презентовали Лев и Лариса Кружко — музейщики-краеведы из Красноперекопска; ряд уточнений внес ответственный секретарь журнала «Наш Крым», представитель армянской диаспоры Рушан Пилосян. Не только волнующим, но и взаимообогащающим оказался первый опыт онлайн-конференции. В режиме скайп-общения с Москвой о своих поисках и находках рассказал Иван Аркадьевич Магдесян — правнучатый племянник крымского живописца Эммануила Магдесяна. В работе конференции и открытии выставки приняли участие представители министерства культуры РК, крымские музейщики и преподаватели профильных вузов и школ.
Собравшимся открылась многогранная картина творческой судьбы провинциального художника на фоне «слома эпох» — времени жестокого и не сентиментального, когда отношение к искусству радикально менялось от романтических восторгов и живописного оптимизма до категорического отрицания эстетского принципа «искусство для искусства» и «любования красотами природы». Много было потерь и утрат, но то, что удалось сохранить, непременно должно войти в летопись художественной жизни Крыма, как важная составляющая нашей духовной жизни. Нам есть, чем гордиться, что изучать и оставить в наследство потомкам. Ведь современный музей — это сообщество знатоков, и мы не должны упустить из виду образовательную и культурно-просветительскую функции, важнейшие в деятельности музея ХХI века.
В ходе обсуждения докладов, привлечения к участию в конференции Ивана Магдесяна участники конференции пришли к выводу о значительном вкладе Эммануила Яковлевича Магдесяна в крымское изобразительное искусство, отметили индивидуальные характеристики его творческого метода, очертили особенности предметно-событийной основы в создании художественного образа произведений, признали незаурядность таланта мастера. «Творческая судьба художника в определенном смысле — автономное явление в истории искусства Крыма, — говорится в экспликации выставки, — его нельзя назвать прямым последователем Айвазовского, в ослепительном блеске которого художник сумел не потеряться. С уходом мастера из жизни его имя было надолго предано забвению, и только в 60-70-е годы ХХ века к нему вновь проявился интерес».
— Наш музей, — подчеркнула заместитель директора Светлана Глазунова, — пошел по пути целенаправленного собирания монографической коллекции Эммануила Магдесяна. Неоценимую роль в этом процессе сыграл научный руководитель музея тех лет Рудольф Подуфалый. На современном этапе мы ведем работу по поиску и включению в музейный фонд работ этого выдающегося и несправедливо забытого мастера.
Ярким, визуально-убедительным итогом научной конференции стало торжественное открытие выставки музейных работ Эммануила Магдесяна. Экспозицию украсили и дополнили исторические фото из семейного архива московских потомков крымского живописца, а также — богатый репродукционный материал из Национальной картинной галереи Армении, Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского, Севастопольского художественного музея имени М. П. Крошицкого. Научно-исследовательский проект СХМ на стыке жанров и юбилеев поможет сделать работу музея видимой и убедительной, станет местом встречи творческих людей, художников, арт-критиков.
Выставка в зале сменных экспозиций будет работать до середины мая.
Екатерина БОРОДИНА, научный сотрудник музея
Фото Дарьи ФРАЩЕНКО