Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Декабрь 2024 (2)
Ноябрь 2024 (31)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

Ко дню рождения Ивана Айвазовского (1817-1900)

Ко дню рождения Ивана Айвазовского (1817-1900)29 июля отмечается день рождения выдающегося русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Пейзаж «Лунная ночь» из нашего собрания сейчас находится на временной выставке «Сказка странствий» во Дворце-замке «Ласточкино гнездо».
С аудиогидом по выставке можно познакомиться по ссылке

Иван Айвазовский (1817-1900) — один из самых известных и любимых отечественных художников. Во время путешествия в Италию Айвазовский работает в «итальянском кругу» русских деятелей культуры, посещает мастерскую Александра Иванова и знакомится с Николаем Гоголем. Впоследствии Айвазовский неоднократно обращался к изображению сюжетов по воспоминаниям о путешествиях. Живописные виды Амальфи, Венеции, Неаполя – самые узнаваемые в творчестве прославленного мариниста.

Ко дню рождения Ивана Айвазовского (1817-1900)


Мотив лунной ночи пользовался большой популярностью среди почитателей творчества Айвазовского. Скорость выполнения видовых картин такого рода приводила в восхищение многих современников художника. Он сам высказывался об этом так: “...писать тихо, корпеть над картиною целые месяца - не могу. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…”. Возможно, поэтому лунные пейзажи Айвазовского принято называть “ноктюрнами”, так как в них заключена особенная поэзия и музыкальность. Композиция картины построена вокруг солирующей партии эффектного лунного освещения. В 1890-е годы манера мастера стала более свободной, виртуозной. Это особенно заметно в проработке береговой линии, в рисунке волн и облаков, а также в построении силуэта Везувия. В сравнении с более ранними работами художника в образе Неаполитанского залива ночью есть особая легкость исполнения.

Из дневника русского писателя Федота Чижова (1811-1877), который путешествовал по Италии и видел картины Айвазовского, созданные в 1841-1842гг., мы узнаем о пейзаже, изображающем ночной Неаполь:
«Пред Вами тихое море, слева Неаполь окружает его и ….входит в середину залива …., другая часть залива и за ним Везувий и хребет гор, идущих к берегу вправо. Луна освещает всю картину, …. морская полоса ее водяного изображения расходится крупными зеркальными полосами, гладкая вода картины полна влаги, ночь полна южной неги. Влево барка, на ней небольшой свет, слабо отраженный в зеркале воды, еще левее сонный берег Неаполя. …. здесь - все принадлежит морю, которому художник отдал половину своего существа. А облака, а дым Везувия, легкость и полнота их, густота холодной влаги и прозрачность переданы с удивительной верностью, расположены так грациозно, так соответствуют изображенной минуте, что кажется иначе и самая ночь эта не была бы так пленительна. Во всех картинах верность тонов непостижима...».

К описанию Ф. Чижова добавим, что город Неаполь был основан в VIII веке до н.э. как греческая метрополия. Красота Неаполя в XVIII в. вошла в поговорку: «Увидеть Неаполь и умереть» (итал. Vedi Napoli e poi muori»). В центре картины на фоне Везувия над водами залива поднимается средневековая крепость Касте́ль-дель-О́во, построенная в XII веке.