27 января отмечается День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).
В блокадном Ленинграде работала русская и советская художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшая ряд графических образов осажденного города.
В собрании нашего музея хранятся ее литографии 1920-х годов, посвященные поэтическому облику «города на Неве».
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Принадлежала к кругу «мирискусников», обучалась у В.В. Матэ и И.Е. Репина. Первая серия черно-белых гравюр, посвященных городу, была выполнена в 1901 году для журнала «Мир искусства». Второй цикл из 11 листов был воплощен в сери 1908-1910 годов. К 1912 году относится серия иллюстраций для книги-путеводителя В.Я. Курбатова «Петербург».
Альбом автолитографий из 12 листов был издан в 1922г. на средства Комитета популяризации художественных изданий, тираж 400 экземпляров. Среди изданий Комитета — альбом «Шестнадцать литографий» Бориса Кустодиева (1871-1955), поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А.Н. Бенуа (1923) и другие публикации. Издание литографий «Петербург» было представлено на Международной книжной выставке во Флоренции в 1922 году и вызвало большой интерес.
Одна из литографий - «Нева у Академии художеств»: на листе изображен угол здания Академии художеств и спуск к Неве с фигурами сфинксов.
Здание Императорской Академии художеств было построено в стиле классицизм в 1764-1788гг. Авторами архитектурного проекта являются Жан-Батист Валлен-Деламот и Александр Филипповича Кокоринов, в возведении принял участие Юрий Матвеевич Фельтен.
Фигуры сфинксов относятся к 14 в. до н.э., ко времени правления фараона 28 династии Аменхотепа III. Они были доставлены в Россию в 1832г. и установлены на специально подготовленном участке набережной в 1834г.
Во вступительной статье к альбому искусствовед Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) отметил неоценимый вклад, совершенный художницей в увековечение облика Санкт-Петербурга, и высказал пожелание, «чтобы художница удосужилась раскрасить эти свои черные листы и чтобы издатели решились для воспроизведения этой раскраски испробовать старый способ кустарной раскраски от руки».
Рекомендуемая литература:
1. Петербург: Автолитографии А.П. Остроумовой. Вступительная статья Александра Бенуа. [Пб.], Комитет популяризации художественных изданий, 1922. [10] с.: ил., 12 л. ил.
2. Полякова, Е.И. Город Остроумовой-Лебедевой / Е. Полякова. - М. : Сов. художник, 1983. - 223 с. : ил.
3. Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой [Текст] : гравюра и акварель / авт. вступ. ст. и сост. альбома М. Ф. Кисилев. - Москва : Искусство, 1984. - 135 с. : ил.; 29 см.