Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Ноябрь 2024 (26)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)
Июнь 2024 (21)

Ко Дню снятия блокады Ленинграда 27 января: графика А. Остроумовой-Лебедевой

27 января отмечается День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).
В блокадном Ленинграде работала русская и советская художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшая ряд графических образов осажденного города.
В собрании нашего музея хранятся ее литографии 1920-х годов, посвященные поэтическому облику «города на Неве».

Ко Дню снятия блокады Ленинграда 27 января: графика А. Остроумовой-Лебедевой


Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа. Принадлежала к кругу «мирискусников», обучалась у В.В. Матэ и И.Е. Репина. Первая серия черно-белых гравюр, посвященных городу, была выполнена в 1901 году для журнала «Мир искусства». Второй цикл из 11 листов был воплощен в сери 1908-1910 годов. К 1912 году относится серия иллюстраций для книги-путеводителя В.Я. Курбатова «Петербург».

Альбом автолитографий из 12 листов был издан в 1922г. на средства Комитета популяризации художественных изданий, тираж 400 экземпляров. Среди изданий Комитета — альбом «Шестнадцать литографий» Бориса Кустодиева (1871-1955), поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А.Н. Бенуа (1923) и другие публикации. Издание литографий «Петербург» было представлено на Международной книжной выставке во Флоренции в 1922 году и вызвало большой интерес.

Ко Дню снятия блокады Ленинграда 27 января: графика А. Остроумовой-Лебедевой


Одна из литографий - «Нева у Академии художеств»: на листе изображен угол здания Академии художеств и спуск к Неве с фигурами сфинксов.
Здание Императорской Академии художеств было построено в стиле классицизм в 1764-1788гг. Авторами архитектурного проекта являются Жан-Батист Валлен-Деламот и Александр Филипповича Кокоринов, в возведении принял участие Юрий Матвеевич Фельтен.
Фигуры сфинксов относятся к 14 в. до н.э., ко времени правления фараона 28 династии Аменхотепа III. Они были доставлены в Россию в 1832г. и установлены на специально подготовленном участке набережной в 1834г.

Во вступительной статье к альбому искусствовед Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) отметил неоценимый вклад, совершенный художницей в увековечение облика Санкт-Петербурга, и высказал пожелание, «чтобы художница удосужилась раскрасить эти свои черные листы и чтобы издатели решились для воспроизведения этой раскраски испробовать старый способ кустарной раскраски от руки».

Рекомендуемая литература:

1. Петербург: Автолитографии А.П. Остроумовой. Вступительная статья Александра Бенуа. [Пб.], Комитет популяризации художественных изданий, 1922. [10] с.: ил., 12 л. ил.
2. Полякова, Е.И. Город Остроумовой-Лебедевой / Е. Полякова. - М. : Сов. художник, 1983. - 223 с. : ил.
3. Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой [Текст] : гравюра и акварель / авт. вступ. ст. и сост. альбома М. Ф. Кисилев. - Москва : Искусство, 1984. - 135 с. : ил.; 29 см.