24 сентября в 15.00 в выставочных залах Симферопольского художественного музея состоялось открытие выставки «Русский импрессионизм», проводимой при поддержке Министерства культуры Республики Крым совместно с Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником.
Вокруг термина «русский импрессионизм» до сих не утихают споры. Импрессионизм (фр. impression — впечатление) нашел воплощение в творчестве многих русских живописцев рубежа XIX-XX вв. Основоположник импрессионизма в России Константин Коровин оставался верен этому направлению на протяжении всей своей жизни, не исключая изображения крымской природы и работ, написанных им в Крыму. В начале XX столетия русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. В то же время, многие художники продолжали творить в импрессионистической манере.
Весной 1886 года Исаак Левитан впервые посетил брега Тавриды. Об этом путешествии позднее пишет Михаил Нестеров: «Элегические мотивы древней Тавриды с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, с мягким очертанием гор как нельзя больше соответствовали нежной, меланхолической натуре художника». В это время был создан лирический этюд «Три сосны»: крымские сосны на фоне величественных серых гор - пейзаж, характерный для южнобережья. Ему составляет пару этюд «Ранняя весна» 1900 года (последнего года жизни художника).
В начале XX века Константин Коровин пишет серию парижских пейзажей, в которой он проявляет себя подлинным «поэтом города». Он передает впечатления жизни города в разное время суток, особенно пленяет его ночной Париж, освещенный голубоватым светом газовых фонарей. К этой серии относятся этюд к полотну «Бульвар Капуцинок» из собрания нашего музея и «Улица Монмартр» из собрания Алупкинского музея.
Графический портрет своего учителя В.В. Матэ в импрессионистической манере создал в 1899 году Валентин Серов. Струящимися, широкими штрихами намечена фигура молодой крестьянки в рисунке Филиппа Малявина, ученика И.Е. Репина.
Импрессионизм нашел отражение в творчестве многих крымских художников. На выставке представлены произведения Петра Столяренко, Фёдора Захарова, Николая Бортникова, Валентины Цветковой, Виктора Толочко и других мастеров.
На открытии выступили: директор Симферопольского художественного музея Бурова Ольга Васильевна выразила слова благодарности директору и сотрудникам. Отметила: «Что очень приятно открывать выставку с нашими партнерами. Хочется упомянуть и совместные реализованные проекты, такие как альбом «Валентина Цветкова. Живопись, графика в собрании музеев Крыма».
Содействовал в реализации этого проекта А.П. Балинченко при поддержке Фонда «Культура». Шаг за шагом мы шли к этой выставке; этот выставочный проект увидели первые посетители, которые выразили свои положительные эмоции». Директор ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» Балинченко Александр Петрович отметил: «Нет ничего ценнее объединения коллективов в создании творческих проектов. Живописные полотна художественной коллекции неотъемлемая часть Алупкинского музея и Крыма в целом. Мы будем рады расширять сотрудничество на основе наших коллекций в реализации совместных проектов».
Старший научный сотрудник ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» Васильева Ольга Александровна отметила: «Что многие представленные произведения из довоенной коллекции Алупкинского музея. Картины очень интересны, порадуют и художников и коллекционеров».
В завершении мероприятия Глазунова Светлана Александровна заместитель директора ГБУРК «Симферопольский художественный музей» для гостей выставки провела тематическую экскурсию.