Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 150-летию Леси Украинки
25 февраля исполняется 150 лет со

Архив новостей

Февраль 2021 (12)
Январь 2021 (27)
Декабрь 2020 (26)
Ноябрь 2020 (25)
Октябрь 2020 (37)
Сентябрь 2020 (33)

Иконописные образы Святого Николая Чудотворца в собрании СХМ

В православном церковном календаре святителю Николаю посвящено несколько праздников. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти, 11 августа — рождение (Никола Зимний и Никола Осенний). 22 мая верующие празднуют перенесение чудотворца Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари, которое произошло в 1087 году.

Святой Николай из Миры жил во второй половине III в. — первой половине IV в. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции в Малой Азии. Оставшийся сиротой в раннем детстве, он потратил состояние родителей на богоугодные дела. Предание гласит, что когда освободилась епископская кафедра в Мирах, Ликийские епископы долго не могли избрать нового епископа, пока им не было указано на пресвитера Николая в особом знамении.
Во время своего епископского служения Николай боролся с ересями. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму; выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру.

Иконописные образы Святого Николая Чудотворца в собрании СХМИконописные образы Святого Николая Чудотворца в собрании СХМ


Житие Николая рассказывает о множестве совершенных им добрых дел: о помощи бедным, о том, как он оставлял еду и деньги в обуви, выставленной за дверь, и помогал бедным девушкам выйти замуж, давая им приданое. [Феоктистов Н.Д. Почитание Святого Николая Чудотворца в православии и католицизме // В сборнике: Религия, конфессии, общество и государство: история и современность взаимоотношений. Материалы II Межрегиональной научной конференции. 2019. С. 165-168].

Исследователь житийной литературы Е.Е. Анисимова отмечает многовековую традицию литературы, посвященной Николаю Чудотворцу: «Так, первые жизнеописания святого восходят к IV–V векам нашей эры, наиболее полное житие Николая Чудотворца, появившееся в Византии во второй половине Х века, принадлежит перу греческого агиографа преподобного Симеона Метафраста, который занимался переработкой древних текстов и упорядоченным календарным подбором житий. Впоследствии данное житие легло в основу житийных описаний Святителя Николая, составленных митрополитом Макарием в XVI веке (Четьи-Минеи), а также митрополитом Ростовским Димитрием в XVII веке («Житие святителя Николая Мирликийского, чудотворца»). В Германии жизнеописание Николая Угодника было заимствовано из названного выше византийского источника, дополнено и включено в книгу « Золотая легенда» («Legenda Аurea»), созданную в XIII веке Иаковом Ворагинским (Jakobus de Voragine) и ставшую любимым чтением в Средневековье». [Анисимова Е.Е. О житийном дискурсе (на материале житийной литературы о Николае Чудотворце) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 637. С. 9-24].

Иконописные образы Святого Николая Чудотворца в собрании СХМИконописные образы Святого Николая Чудотворца в собрании СХМ


Иконописный образ Николая Чудотворца имеет многовековую историю и, возможно, основывается на прижизненных изображениях святого. Его иконы получили распространение в Византии в V-VI вв., а мозаичные изображения появились в храме Святой Софии в Константинополе и в Софийском соборе в Киеве.
«Основные иконографические типы изображения Николая Угодника сформировались в византийском искусстве в XI–XIII вв. Образ Святителя Николая всегда был легко узнаваем: лик с высоким открытым лбом, залысины, небольшая округлая борода, прямой нос, спокойное, ясное выражение глаз. Распространение списков жития Св. Николая способствовало созданию житийных икон, наиболее ранние из которых датируются XII в., на Руси житийные иконы Святителя получили наиболее широкое распространение в XVI–XVII вв.». [Анисимова Е.Е. Образ Святителя Николая Чудотворца в житийном и искусствоведческом дискурсах (к проблеме взаимодействия вербального и невербального) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 18 (704). С. 11-23].

Иконы 18-19 веков, представленные в собрании Симферопольского художественного музея, демонстрируют уже ставший традиционным поясной образ святителя Николая: «с благословляющей десницей и закрытым кодексом в левой руке дополнен небольшими медальонами с полуфигурами Христа и Богородицы, которые вручают святому знаки епископского достоинства – Евангелие и омофор (широко распространенная сцена так называемого «Никейского чуда»). [Преображенский А. Неизвестный памятник среднерусской иконописи раннего XVI века. Житийный образ Николая Чудотворца из собрания семьи Мамонтовых // Искусствознание. 2013. № 1-2. С. 69-88].

А. Кугушева