Как не вспомнить жизнеутверждающую радостную колористику великолепных живописных полотен патриарха крымской школы живописи Федора Захарова? А Валентин Бернадский? Его «Солнечные гроздья» и через полвека после создания дают такой мощный заряд позитивной энергии, что по-прежнему хочется «петь и смеяться, как дети». Новый живописный язык Степана Мамчича, грозная патетика монументальных пейзажных композиций Олега Грачева, тишина крымских долин Октября Федотова, умиротворенные и безмятежно-серебристые «марины» Александра Шуринова. Такое впечатление, что художники объездили весь мир в поисках творческого вдохновения. Но нет! Эту переливающуюся всеми цветами радуги красоту они разглядели прямо здесь, у нас. Запечатлели и щедро ею делятся. Глубокую символику концептуальных циклов Николая Дудченко и Валерия Голынского оттеняет лиризм произведений Елены Молчановой. Широким спектром решений — от драмы до лирики — привлекают серии Эдуарда Кулиша, определенно заставляют задуматься работы крымского космиста Дмитрия Филова, новым сложноцветием радует живопись Рамазана Усеинова, колористические изыски Игоря Шипилина.
А крымские цветы! Целое море цветов! Сирень, нарциссы, хризантемы, розы, маки… В роскошных букетах и поодиночке, на окне городской квартиры и посреди широкого поля, зябнущие под осенним дождем и улыбающиеся весеннему солнышку — они присутствуют в картинах практически всех крымских живописцев. Знаменитые, уже вошедшие в историю букеты роз Федора Захарова и Николая Моргуна, сложные флористические композиции Людмилы Грейсер, такие разные «Ирисы» Анатолия Сухоруких, Елены Юшиной и Асана Бараша, экзотические «Магнолии» и трогательные «Нарциссы» Валентины Цветковой, «Сентябринки (Хризантемы)» Натальи Перовой, «Сирень» Нины Драгомировой, «Лен» и «Подсолнухи» Людмилы Поляковой, «Красный натюрморт» Татьяны Дымановой и яркие полыхающие, словно огонь в камине, великолепные «Маки» Тамары Солдатенковой.
Даже просто перечислить самые запомнившиеся и греющие душу воспоминаниями картины сложно, столь их много и столь они хороши. Но от этих работ оживает душа. Будто заново просыпаются подзабытые или задавленные гнетом тревоги чувства незыблемости природных ритмов обновления, гармонии, умиротворения, надежды.
Сказать, что поиски и находки мастеров сложного портретного жанра не менее интересны, значит почти ничего не сказать. Здесь контраст тем, образов, точки зрения автора особенно велик. «Пилигрим» Валерия Голынского задумчиво наблюдает за «Женщиной в красном» Елены Русановой, «Аргонавты» Дмитрия Филова словно переглядываются с «Согдийским послом» Рамазана Усеинова, сосредоточен и вдохновен искусствовед Рудольф Подуфалый на портрете Льва Балкинда. Психологизм Валентина Бернадского в изображении художника Виктора Апановича соседствует с озорным юмором портретов Виктора Платонова.
Кто, кроме одержимого своим творчеством художника, станет тратить время на бесконечные этюды, стараясь запечатлеть красоты крымских рассветов или закатов, кто разглядит неброскую поэтику тонких весенних росточков, кто будет день за днем отрабатывать технику исполнения, шлифуя дерево, бронзу или крымские самоцветы? Отдельной строки восхищения заслуживают мастера прикладного искусства, ювелиры полуострова, скульпторы — Айдер Алиев с его оригинальным пластическим языком, Александр Михальянц, Сергей Никитин, Сергей Капитонов, Борис Лец, витражист Александр Киреев, чета алуштинских кудесников — Татьяна Прикота и Александр Марьяхин.
В работах крымских художников не просто блистает краса отраженного мира. Своим творчеством они вносят новую струю глубокого философского осмысления бытия человека, преклонения перед прекрасным во всех его проявлениях. Учителя красоты, создающие портреты и сюжетные картины, изысканные ювелирные украшения и монументальные комплексы, они привносят в мир не только радость, но и печаль, не только поэзию, но и горьковатую прелесть осознания неизбежности круговорота судьбы. И возникает долгожданное понимание: как это замечательно — творить красоту на белом свете своими руками! Пытаться соединить в одном произведении неугасимую творческую страсть и толику здравого смысла.
Наверное, благодаря этой неустанной работе художника жизнь каждого из нас становится ярче, выразительней.
Научный сотрудник музея
Екатерина БОРОДИНА
Екатерина БОРОДИНА