Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Так здорово Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 100-летию Константина Прохорова
20 декабря исполняется 100 лет со

Архив новостей

Декабрь 2024 (4)
Ноябрь 2024 (31)
Октябрь 2024 (30)
Сентябрь 2024 (28)
Август 2024 (30)
Июль 2024 (27)

К 100-летию Олега Грачёва

К 100-летию Олега Грачёва24 июля исполняется 100 лет со дня рождения Олега Валерьевича Грачёва, крымского художника, заслуженного деятеля искусств Республики Крым.

О.В. Грачёв родился 24 июля 1923 года в селе Черемшаны Тульской области. В 1929 году семья переезжает в Симферополь. В 1941 г. закончил 9 классов 10-й средней школы. С апреля 1944 года по октябрь 1947 года находился на службе в Советской Армии, Победу встретил на Одере в составе 2-го Белорусского фронта. Демобилизовавшись, был принят на 3-й курс Симферопольского художественного училища им. Н.С. Самокиша и закончил его в 1949 году. С 1950 года работал художником в областном товариществе «Крымхудожник», позднее — в мастерских Художественного фонда. С 1962 года - член Союза художников СССР. В 1970-х гг. был приглашен в Москву, где общался с Эрнстом Неизвестным, Ильёй Кабаковым, Олегом Целковым и другими представителями московского авангарда.



«Олег Грачёв представлял старшее поколение художников, стоявших у истоков создания крымской школы изобразительного искусства. Опорой его творчества служило лучшее, что было создано мастерами живописи, работавшими в разное время в Крыму и за его пределами». Л.В. Балкинд

Произведения Олега Грачёва 1960-1970х годов исследователи характеризуют как философское переосмысление крымской истории [1]. Драматическое столкновение человека и стихии, яркий индивидуально-декоративный стиль и утонченное символическое звучание его полотен выделяют Олега Грачёва среди крымских художников указанного периода, наделяют его творчество характеристикой «сурового стиля».
В 1967 году в Симферопольском художественном музее была организована первая совместная выставка произведений Олега Грачёва и Степана Мамчича [2]. Эта выставка стала знаковой для крымской культуры и для самих авторов, многие годы работавших в одной художественной мастерской.

К 100-летию Олега ГрачёваК 100-летию Олега Грачёва


В коллекции нашего музея хранится семь произведений О.В. Грачёва: его рисунки фломастером «Мыс у Коктебеля» (1965) и «Разбойничья бухта (Кара-Даг)» (1966), живописные произведения «Гора Демерджи» (1967), «Пересохший поток» (1967), «Пейзаж со всадником» (1969), «Демерджи» (1982) и «Торжественный натюрморт» (1986).

К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Мыс у Коктебеля. 1965
Бумага, фломастер.


К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Разбойничья бухта (Кара-Даг). 1966
Бумага, фломастер.


К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Гора Демерджи. 1967
Холст, масло.


К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Пересохший поток. 1967
Холст, масло.


К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Демерджи. 1982
Холст, масло.


К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Пейзаж со всадником. 1969
Холст, масло.


К 100-летию Олега Грачёва


Грачёв О.В. Торжественный натюрморт. 1986
Холст, масло.


«Разные типы искусства предполагают в общении с ними разные типы поведения зрителя. Мы по-разному переживаем такие роды искусства как лирика, драма, эпос. В этом смысле искусство Олега Грачева – трудное искусство. Оно как бы поднимается над уровнем родовых признаков, возвышается над жанровыми границами. Поэтому Олег Грачев – не пейзажист, хотя и пишет горы и море, он и не совсем портретист, хотя иногда, правда очень редко, обращается к этому жанру, он не мастер «штильлебенов», хотя и является автором таких вещей, как «Красный натюрморт». Р.Т. Подуфалый

«Мир может быть воспринят мгновенно» – этой формуле импрессионизма Олег Грачев противопоставляет другую: мир может быть прочитан последовательно как текст, как Книга Бытия. Поэтому и движение он предпочитает изображать знаково, застывшим пластическим следом. Таков характерный для него «Пересохший поток». Здесь своего рода творческий акт, в котором движения живой воды время претворяет в каменный знак. Художник предпочитает мельканию «мгновенностей» торжественную неподвижность окаменелого времени. У Олега Грачева прозрачно само время – мы погружаемся в его глубину. Отсюда ощущение «архаики», «ретро», но не декоративного, а материального, как в египетском искусстве». Р.Т. Подуфалый

Грачёв не раз обращался к образу Демерджи. В его творчестве пейзаж горного Крыма становится пластической драмой, повествующей о человеке и мире. Белые домики с красной черепицей, окруженные высокими тополями, кажутся игрушечными на фоне мощных горных отрогов и зубцов скал. Особую прелесть картине придает колорит горного массива, решенный в охристо-красных тонах с темно-коричневыми и иссиня-черными тенями. Взгляд зрителя поднимается от первого плана по извилистой дороге к вершинам, над которыми клубятся облака и проступает ярко-синее небо, пронзенное солнечными лучами. На полотне воплощен утонченный символический диалог человека и земной стихии.


1. Глазунова С.А. Изобразительное искусство Крыма: краткий обзор // Изобразительное искусство Российской Федерации: Крым. Художественный альбом. - М.: Пранат, 2015. - с.10-27.

2. Степан Гаврилович Мамчич (1924-1974) — крымский художник, ученик феодосийской художественной школы, выпускник Симферопольского художественного училища имени Н. Самокиша. Ученик Н. Барсамова и В. Бернадского. К наиболее известным произведениям С. Мамчича относятся «Рыбачья гавань» (1964), «Стрижи и крыши» (1965), «Старый виноградник» (1966), «Город у моря» (1971), «Дыхание истории» (1973).