Точные натурные этюды и смелый полет фантазии, мгновенные впечатления и вечные идеи, мир чувств, переживаний и взаимоотношений — всё это живопись, один из самых эмоциональных видов изобразительного искусства. Живые полотна с помощью красочного колорита, игры цвета и ритма непосредственно воздействуют на восприятие и чувств человека. Особенно сильно здесь сказывается роль субъективного начала, личность художника, обостряется значение креативного видения, восприятия автором, а через него и зрителя, жизни во всей ее полноте и искрящемся оптимизме, либо драматичном противостоянии. Прославленные мастера крымской школы живописи год за годом подтверждают эти наблюдения.
Торжественным и эпическим тоном, как великий поэт о витязях прекрасных под командой Черномора, повествует о тысячелетнем прошлом Тавриды и ее настоящем известный крымский живописец Октябрь Федотов. Уже более полувека картины Федотова привлекают внимание любителей живописи образным и колористическим своеобразием, декоративной фактурностью, прочувствованным, несуетным рассказом автора об увиденном и пережитом. 29 июля 2018 года мастер отметил 85-летний юбилей. В Крымском зале Симферопольского художественного музея сформирована выставочная «юбилейная стена» давнего друга и автора, заслуженного художника АРК Октября Петровича Федотова.
«С такой фамилией он не мог не стать художником, это прямое указание судьбы!», – сказал про Федотова пятнадцать лет назад, на вернисаже его персональной выставки 2003 года директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Александр Неведров.
И Федотов художником стал. Учился в Симферопольском художественном училище в начале 50-х, в мастерской известного живописца Валентина Бернадского, уже тогда обратившего внимание на одаренного и трудолюбивого студента. Самозабвенно, углубленно и настойчиво трудился молодой живописец над совершенствованием композиции, точностью рисунка, оригинальным колоритом. Работая истово и неутомимо, постепенно обретал собственный стиль, особое видение-слышание «тишины крымских долин». А вот в выставках участвовал неохотно и персоналок проводил мало. Пять-семь-девять — максимум прозвучавших его экспозиций. Работ своих почти не продавал, разве что отдавал в музеи. «Он не делал деньги, он делал картины», – точно определил творческое кредо художника его старший товарищ Олег Грачев.
Уже в начале этого века в 2003-м, прошла блестящая персоналка в Союзе художников Крыма, для многих открывшая совершенно нового Федотова, несколько экспозиций — в Симферопольском художественном музее (2004), других музейных и выставочных залах Крыма.
Октябрь Федотов, несомненно, — художник музейного уровня и его полотна заняли достойное место в Крымском зале СХМ, задуманном главным экспозиционером Рудольфом Подуфалым. Более 15 картин хранится в фондах, от «Варяжца», 1955 года (!) до «Симферопольского моря» (1960), «Киммерийской весны», 1983-го. И ряд полотен 90-х: «Домики среди скал», «Осеннее утро. Коккозы», «Ритмы скал и облаков», «Бахчисарайский мотив». Искусствовед Галина Федотова, писала о творчестве мужа: «Его картины окутаны очарованием и романтикой крымской истории. Своим отношением к Крыму он близок художникам «Киммерийской школы», воспринимавшим эту землю как древнюю Тавриду, Киммерию, землю величественную и прекрасную, овеянную дыханием прошедших веков, землю, мимо которой, согласно «Илиаде» Гомера, проплывали ладьи Одиссея».
На полотне «Ритмы скал и облаков», 1993 года зрелый мастер уверенно работает с тремя самыми главными стихиями — Воздухом (облака), Землей (скалы) и Деревом. В картине - множество авторских находок. Отметим хотя бы «фирменное» для Октября Федотова распределение внимания по нескольким уровням: вертикальному — от глубоких теней у основания скал до высоких плоских вершин, — и горизонтальному: от ближнего изгиба скалы в нижнем правом углу до облачной гряды в верхнем левом. Противопоставляет, но, может быть, и сравнивает горизонтали плывущих тяжелых облаков и вертикали отвесных скал, прозрачную лессировку неба и пастозную живопись горного массива, дозировано вбрасывает в ущелье фактуру темно-зеленой листвы. Художник любуется перебивкой ритма могучих скал, «идущих грозной чередою», с интересом наблюдает за степенным скольжением облаков и явно «сочувствует» усилиям живучих крымских деревцев. В особом настрое этой картины, в ее композиции, естественной выразительной ритмике, давшей название полотну, в изысканной цветовой, природной гамме звучит музыка «тишины крымских долин», сродни неброским, но необыкновенно сильным полотнам Алексея Саврасова.
Насыщенность картин содержанием роднит живописные повествования Федотова с пейзажной лирикой писателей. Во многих работах обнаруживается «эффект узнавания» - скомпонованные, переосмысленные, либо сочиненные автором пейзажные мотивы представляются до боли знакомыми. Творчество талантливого живописца, столь тонко одаренного колористически, перекликается с искусством поэта, который из привычных, обиходных слов творит нечто новое, яркое, вдохновенное, узнаваемое. Иногда до такой степени, что хочется вслед за поэтом воскликнуть: «и я там был!».
Екатерина БОРОДИНА,
научный сотрудник СХМ