Единственный в мире крымскотатарский театр (Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр) находится в Симферополе в бывшем здании клуба МВД (Министерства внутренних дел) на улице Менделеева, 5/1. Путь театра к этому интересному зданию был долог. С момента основания (1923), вплоть до 18 мая 1944 года, коллектив не имел собственного пристанища, крымскотатарская и русская труппы работали на сцене бывшего Театра Таврического дворянства на ул. Пушкина, 15. После возрождения национального театра крымских татар в 1989 году, со временем ему выделили здание, где он располагается и поныне.
Здание это для клуба сотрудников НКВД спроектировал Вячеслав Иолевич Ковальский (1877-1943), работавший в Крымгостехбюро. 20 мая 1933 года Президиум КрымЦИКа постановил привлечь архитектора Ковальского к строительству театра в Симферополе, которому определили место между кинотеатром «Большевик» (ныне кинотеатр им. Шевченко) и 1-й Гостипографией по ул. Советской (ныне ул. Горького). Открыть театр планировали к 14 ноября 1934 года. Однако в 1934 году удалось только согласовать строительство, поэтому торжественное открытие перенесли к 15-летию установления Советской власти в Крыму (октябрь 1936). Совнарком Крымской АССР выделил средства (500 тыс. рублей) на работы лишь в 1936 году, и строительство даже началось, но было приостановлено в феврале 1938 «из-за отсутствия лимитов» (отсутствия финансирования).
В фондах Симферопольского художественного музея находятся две фотографии, запечатлевшие «Проект Татарского театра в Симферополе, исполненного архитектором В. И. Ковальским в 1936 г.». В то время Вячеслав Иолевич руководил архитектурно-проектной мастерской № 2 Крымгоспроекттреста и был председателем Крымского отделения Союза Советских архитекторов. Он имел непосредственное отношение к театру: в 1920 создал декорации для показательного театра в Ялте, работал декоратором в театре «Миниатюр» (1923), в Госдрамтеатре Симферополя (1924-1925), на кинофабрике Ялты (1926).
Проект был на тысячу мест. В. И. Ковальский считал его наиболее крупным и сложным своим проектом. Проектировал он театр, согласно своих убеждений: «Архитектура, выражая политико-экономическую мощь, отражает всегда эпоху со всем её социальным и культурно-бытовым укладом, а также даёт представление о характере целых наций (немцы, итальянцы, египтяне, Восток и т.д.) со всеми их характерными особенностями». Ковальский критиковал архитектуру «железобетонную», «для которой характерны простые формы. Чаще всего это: прямогранные параллелепипеды, балочные перекрытия с большими пролетами, плоские крыши, большие застекленные площади, часто горизонтальные полосы, нависающие углы со скрытыми для глаза опорами, производящие неприятное ощущение неуверенности в прочности и потому некрасивые». Он писал: «При создании архитектуры Крыма на основе изучения элементов старой местной архитектуры, проверенной веками, в её современной переработке, в связи с местностью и окружающей природой, как архитектурный элемент, желательно вводить плоские крыши, в особенности в жилых домах, балконы, террасы и т.д., стараясь дать как можно больше возможности проводить на свежем воздухе (в особенности в горных и прибрежных районах)… Применяя в постройке почти исключительно местные материалы (камень, саман, трепел, находящийся в стадии опытов и изысканий) нужно их выражать в архитектуре – в перекрытиях, проёмах, в опорах и т. п. Архитектура должна носить характер бодрый, жизнерадостный, как сама природа».
На фотоснимках действительно мы видим плоские крыши. Само здание очень сложное, многофигурное, с многочисленными декоративными деталями, совмещающее строгие простые геометрические формы с изящной колоннадой и порталами, конструктивистские идеи с восточным стилем.
Проект так и не был реализован. Ряд исследователей указывают, что над эскизами здания крымскотатарского театра 1937 года, по некоторым сведениям, работала группа архитекторов под руководством академика А. В. Щусева, приводя проекты, хранящиеся в фондах Симферопольского художественного музея. На одном из них (общего вида с главного входа) стоит подпись архитектора Ковальского и дата 1936.
Анна Полканова