Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Июль 2024 (22)
Июнь 2024 (21)
Май 2024 (60)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (32)

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)

9 июня 2024 года исполняется 90 лет со дня рождения севастопольского художника Геннадия (Энгельса) Александровича Арефьева (1934–1977). Его произведения, созданные на крымской земле в 1960–1970-х годах, стали квинтэссенцией внутренней свободы изобразительного искусства в период, последовавшей за «оттепелью». Необыкновенно одарённый чувством цвета, он заключает сюжет картины в декоративную форму.

В статье А. А. Ярославцевой к альбому «Небывальщина» художника Геннадия Арефьева» (1998) Г. А. Арефьев рассматривается как «талантливый современник В. С. Высоцкого, А. А. Тарковского, В. Е. Попкова» [«Небывальщина» художника Геннадия Арефьева (Альбом). – Севастополь, 1998. 112 с.].

Живописные и графические работы Г. А. Арефьева находятся в коллекциях крымских музеев и в частных собраниях, экспонируются на тематических выставках. Изменились взгляды на изобразительное искусство, но смелость в выборе сюжета и формы, необыкновенное созидательное начало в произведениях Арефьева по-прежнему близки зрителю.


К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)

Слева: «Автопортрет» (1974). Симферопольский художественный музей


Геннадий Арефьев родился в г. Алма-Ата Казахстанской ССР, окончил ремесленное училище, переехал в Магнитогорск, где работал на металлургическом заводе и занимался в изостудии при Доме культуры металлургов. Позже поступил в Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша. В 1961–1963 годах обучался в Харьковском художественном институте. С 1964 года жил в Севастополе. С 1966 года работал в Севастопольских художественно-промышленных мастерских. В 1966 году за картину «Сети» получил Республиканскую премию Центрального комитета Ленинского коммунистического союза молодёжи Украины имени Николая Островского. В 1975 — медаль республиканской выставки «Мемориал И. К. Айвазовского».

Первая персональная выставка художника состоялась в 1968 году, в стенах Севастопольского художественного музея им. Крошицкого. В настоящее время, спустя почти полвека после ухода мастера, память о его творческом наследии еще хранит художественное сообщество Севастополя и, в меньшей степени, Крыма. В 1976 году в Севастополе была проведена персональная выставка «Геннадий Арефьев. Живопись. Графика», в сопроводительной статье сделан акцент на поиске формы: «Художник показывает жизнь как синтез драматических конфликтов и прелести преходящей ее красоты. Эта концепция имеет иногда издержки, выражающиеся увлечением экзотичностью материала и избыточностью формы. Успешное преодоление этих издержек и достижение формы, адекватной поставленным задачам, художник демонстрирует в своих последних работах» [Геннадий Арефьев. Живопись. Графика. Каталог выставки. – Севастополь, 1976].


К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Дом в Херсонесе» (1964)
Симферопольский художественный музей


В статье каталога выставки Г. А. Арефьева, проведенной в 1994 году, Людмила Константиновна Смирнова (в наши дни – заместитель директора Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого по научно-исследовательской и фондовой работе) отмечает: «В ярких, темпераментных, экспрессивных по живописи полотнах художника жизнерадостность и оптимизм, восхищение щедростью, красотой природы, предметного мира соединяются с тонким, а подчас тревожным и грустным раздумьем о человеческой жизни, о неутомимом и вечном движении времени, о прошлом и завтрашнем дне нашей страны. Стремление к углубленному исследовательскому познанию многообразия мира, тема памяти, святость подвига и самопожертвования — вот только часть проблем, волновавших Арефьева» [Каталог произведений Геннадия Александровича Арефьева (1934–1977). Живопись. Графика. – Севастополь, 1994. Б.с.].

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Весна» (1971)
Симферопольский художественный музей


Произведения Г. А. Арефьева в своих критических статьях рассматривает известный крымский искусствовед Рудольф Трофимович Подуфалый (1938–2008), особенно часто сравнивая его с произведениями его современника Олега Грачёва (1923–2012): «Начиная с 60-х годов для характеристики крымского натюрморта важны имена О. Грачева, И. Копаенко, М. Чухланцева (позже Н. Муравского), но прежде всего Г. Арефьева, расширившего «сюжет» до притчевого, поэтико-символического объема. Его лучшие вещи отличаются парадоксальностью замысла, конфликтной остротой предметных сопоставлений. Таковы его «Аквариум» и «Натюрморт с одуванчиками» (оба в Севастопольском художественном музее). Это подлинная лирика с метафорическим сюжетом, яркими образными сопоставлениями, особым, напряженным живописным ритмом» [Подуфалый, Р. Т. Этюды о крымских художниках / Сост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая; автор послесловия В. Хоришко. – Симферополь: Н. Орiанда. 2021, с. 72].

Натюрморт «Аквариум» был приобретен Симферопольским художественным музеем у вдовы художника С. А. Арефьевой в 1977 году, натюрморт «Одуванчики» — в 1987 году.


К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Гвоздики» (1965)
Симферопольский художественный музей

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Одуванчики» (1969)
Симферопольский художественный музей

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Аквариум» (1976)
Симферопольский художественный музей

«Достаточно сравнить картины О. Грачева с работами, скажем, Геннадия Арефьева (например, с находящимся рядом с «Бензоколонкой» «Аквариумом») в экспозиции Симферопольского художественного музея, чтобы увидеть, что содержание у одного предельно красноречиво и доведено до притчевой максимы в своей однозначности, а у другого «позиционируется» в зоне молчания. Именно этому служат все повествовательные, изобразительные и выразительные элементы картины О. Грачева, чтобы поставить нас в ситуацию «неответа» [Подуфалый, Р. Т. Этюды о крымских художниках / Сост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая; автор послесловия В. Хоришко. – Симферополь: Н. Орiанда. 2021., с. 320].

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Натюрморт с камбалой»
Симферопольский художественный музей

В собрании Симферопольского художественного музея хранится девять живописных произведений Г. А. Арефьева, которые, несомненно, были созданы на крымской земле: «Автопортрет» (1974), пейзажи «Дом в Херсонесе» (1964) и «Весна» (1971), натюрморты «Гвоздики» (1965), «Одуванчики» (1969), «Аквариум» (1976), «Натюрморт с камбалой» и две сюжетные картины — «Прометей» (1973-1976) и «Смерть скомороха» (1975).

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Чайки» (1966)
Симферопольский художественный музей

К 90-летию Геннадия Арефьева (1934–1977)
«Петушок» (1970)
Симферопольский художественный музей

12 графических произведений Г. А. Арефьева в собрании музея датируются 1966–1976 годами. Они могут быть разделены на две группы сюжетов: натурные зарисовки и мифологические, сказочные персонажи. К первой группе относятся линогравюры «Чайки» (1966) и «Убитая чайка» (1976), пейзажи «Артиллерийская бухта» (1969), «Старые суда» (1976), «Херсонесский колокол» (1976), жанровая сценка «Херсонесский гончар» (1972). Ко второй группе относятся линогравюры «Петушок» (1970), «Пегас» (1976), «Пан», тиснение «Неведомый зверь» (1976), офорт «Флинт». Пластические возможности линогравюры позволяют художнику создавать прихотливые узоры и самые фантастические образы.

Александра Кугушева,
зав.отделом по научно-экспозиционной деятельности