1 мая 1945 года была завершена Берлинская наступательная операция, над зданием Рейхстага было поднято Знамя Победы. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Утром 9 мая вышел приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, ознаменовавший победоносное завершение Великой Отечественной войны. К тем победным дням художники возвращались многие годы спустя. Полотно крымского живописца Николая Бортникова «Берлин. Май 1945 года» является олицетворением Дня Победы и образа солдата-победителя.
Николай Фёдорович Бортников принадлежит к плеяде советских художников, расцвет творчества которых приходится на 1950–1980-е годы. Индивидуальность художника ярко проявилась в тематических произведениях, портрете, пейзаже, натюрморте. Учеба у таких мастеров советской живописи как И. И. Чекмазов и В. В. Фаворская, Д. К. Мочальский и Г. Г. Ряжский, высокие традиции Московского художественного института им. В. Сурикова определили характер и направленность творчества Н. Ф. Бортникова – глубоко реалистическое видение, внимание к натуре, тонкий колоризм.
Учеба была прервана Великой Отечественной войной. Со второго курса Николай Фёдорович ушёл на фронт, сражался на Волховском и Ленинградском фронтах, затем присоединился к бригаде военных художников при Главном дорожном Управлении Красной Армии, участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. Как самые дорогие реликвии художник хранил наброски и зарисовки военных дней, сделанные в трудных фронтовых условиях. Повествовательная канва живописных полотен «Родная земля. 41 год», «К жизни», «Идут эшелоны. 44 год», «Берлин. Май 45 года» – это раздумья художника о суровой правде тяжелых военных лет, о нелегких судьбах людей его поколения.
На картине «Берлин. Май 1945 года» (1968) солдат запечатлён на фоне Бранденбургских ворот. Постановка фигуры монументальная, статичная. Художник использует оттенки серого и охры – они символизируют дым, пыль, пепел войны; ярким акцентом становится букет сирени – знак весны и победы жизни над смертью.
Ильяшенко. Л. Служение народу, искусству // Крым. Правда. 31 января 1976:
«Большое полотно, также посвященное ни с чем не сравнимой радости Победы – «Берлин. Май 1945 года». Первый день мира. Весна! Победа! Сколько гордости и радости в лице солдата, ещё не выпускающего из рук автомата. Букет сирени у его груди – как символ возрождения, жизни. Прост и скромен герой Отечественной войны, советский воин. Вот характерная черта картин Н. Бортникова – не эффектные батальные сцены привлекают его, а прежде всего человеческий аспект происходящего, стремление найти такие пластические средства, так подать сюжет, чтобы на первый план выступила психологическая сторона, вызывающая у зрителя сопереживание».
Николай Фёдорович Бортников (1916–1997) – крымский живописец, график.
Заслуженный художник УССР (1976). Член Союза художников СССР (1950). Учился в Ташкентском художественном техникуме (1933–1936), Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (1940, 1945–1950). Участник Великой Отечественной войны (1941–1945). Награжден орденами «Отечественной войны II степени» и «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». Директор Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша (1950–1953).