Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Май 2024 (5)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)

Арт-проект «Символы единства»: День флага и герба в СХМ

Арт-проект «Символы единства»
От византийского орла до крымского грифона

Арт-проект «Символы единства»: День флага и герба в СХМПри поддержке Министерства культуры Республики Крым в Симферопольском художественном музее ежегодно проходит День флага и герба Республики Крым.
Герб, флаг и гимн Республики мы называем символами единства. Подчеркивая историческую преемственность поколений, крымские герб и стяг объединяют народы Крыма, служат наглядным подтверждением девиза «Процветание в единстве». Самые главные мероприятия в республике проходят под сенью крымского триколора. Особый интерес музейному арт-проекту придает то, что в разработке и реализации концепции государственной символики участвовали известные политики, музейщики, скульпторы, художники и дизайнеры: Андрей Мальгин, Роман Сердюк, Василий Трусов, Владимир Вербицкий.

Цвета и символы крымской геральдики. Истоки символики цвета
Цвета и символы крымской геральдики настолько органичны, что кажется, словно их порождают природные стихии – земля, небо и море. Не удивительно поэтому, что каждый год в музее мы формируем новую выставку произведений из фондов музея, которые творчески раскрывают тему. Это серия «Византийских чаш» и монотипии Василия Трусова, букеты Валентины Цветковой и Веры Максимушкиной, картины Николая Барсамова и Сергея Шишко, пейзажи Геннадия Брусенцова, Степана Мамчича, Павла Столяренко, композиции Дмитрия Дементьева, марины Александра Шуринова. Такие тематические мобильные выставки, наглядно демонстрируют, что крымские живописцы разных поколений активно и охотно обращались к теме цветовой символики.

Народный триколор
А в народной культуре с незапамятных времен цвет играл роль оберега. Существовала вполне определенная цветовая гамма жизни, символически отображавшая главные вехи жизни: рождение – любовь – смерть. С помощью цветных оберегов, узоров на одежде и даже татуировок на теле люди пытались расположить к себе непостижимые, но грозные силы природы. Цвет был и остается одним из самых сильных средств в искусстве и костюме. Он воздействует непосредственно на эмоции человека, сразу создавая определенное настроение, предупреждая об опасности, настраивая на труд или возвещая праздник.
У большинства народов Европы в древности сложилась вполне определенная цветовая гамма жизни, относительно скоро сузившаяся до триады: белое – красное – черное. Белый цвет традиционно относится к началу жизни, ее зарождению и формированию. Одежда младенцев чуть ли не у всех народов – бела, светла и нарядна. А в венчальный костюм белый цвет проник нескоро. Известно, что в старые времена женихи и невесты Европы предпочитали красные наряды цвета пламенной любви, горячих желаний, бурного кипения молодости. Первой невестой, облачившейся в белоснежный подвенечный наряд, считается юная шотландская королева Мария Стюарт.

Итак, белый цвет в течение веков завоевал себе почетный статус чистоты и непорочности. Красный, алый, пурпурный стал символом молодости, любви и власти. Вообще красный – слишком эмоциональный, слишком престижный цвет, чтобы использовать его в обычной, повседневной одежде. Наверное, поэтому до самого недавнего времени мы видели его в пурпурных мантиях королей, одеяниях князей церкви или в революционных символах. Например, в виде красного банта, косынки, знамени.
А что же черный? А черный олицетворял зрелость, торжественность ритуала и даже смерть – с одной стороны, и скромность, демократичность и серьезность – с другой.
Уже гораздо позже появилось более сложное символическое цветовое деление. Особенно этим увлекались в Средние века и в эпоху Ренессанса. А ближе к нашим дням художники модерна попытались возродить обширный мир древних символов и старинных суеверий в своих работах, в театральном костюме и в модной одежде.

На распространение в костюме тех или иных цветов неизбежно оказывают влияние такие события как войны, эпидемии, голод. После этих бедствий наблюдается тенденция к ярким, даже крикливым тонам в одежде, как реакция на нужду и горе.

Формировании государственной символики
Характерно, что при формировании государственной символики народный триколор жизни – белый, красный, черный – несколько дрогнул и видоизменился. С течением времени в цветовые триады многих народов стал проникать синий цвет, либо замещая, либо вытесняя черный. В самом деле, в национальных триколорах таких стран, как Россия, Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, белый-красный-синий являются национальными цветами, то есть цветами национального флага. Каждый народ по-разному трактует его смысловую символику, и по-разному датирует время возникновения синей или голубой полосы на своем знамени. Но в целом, факт – примечательный.
Черного же практически не встретить в государственной символике. В Европе лишь Германия и Бельгия имеют черный фрагмент на своих штандартах. В Азии – больше: Афганистан, Иран, Иордания, Йемен, Сирия, Кувейт, ОАЭ.
Что же произошло? Каким образом черный утратил свое достойное место, если не в цветовой национальной триаде, то в государственном триколоре?
Как это часто бывает в тех случаях, когда эмоции соперничают с государственной необходимостью, однозначный ответ здесь вряд ли возможен. С некоторой определенностью можно лишь сказать, что синий цвет стал символом космоса, безмерности мироздания, непостижимости Вселенной. А в опосредованном виде – надежды, далекой перспективы, некоего неясного предназначения или зова. И теперь уже трудно что-либо изменить - в настоящее время правовой статус гербов и всех его составляющих исторически и юридически закреплен.

Арт-проект «Символы единства»: День флага и герба в СХМОт византийского орла к крымскому грифону
Самые разные, грозные и замысловатые орлы стали гербовыми символами слишком многих государств, чтобы это было простым совпадением. И действительно, «птичья» тема в геральдике отнюдь не случайна. Фантастические птицы с незапамятных времен известны в мифологии разных народов: восстающий из пламени Феникс, древнеперсидский Сенмурв, русские былинные Сирин и Гамаюн – вестницы печали и радости с девичьими лицами. Но это слишком сложная и обширная тема, и мы оставляем ее для дальнейшего исследования. Сегодня отметим лишь, что путь от от византийского двуглавого орла до крымского грифона занял несколько столетий и завершился созданием официальных символов Крымской государственности в конце ХХ века.

Каков же смысл государственной символики Республики и кто ее создатели?
Государственный герб Республики Крым представляет собой червлёный варяжский щит, на котором изображён серебряный грифон, обращённый влево. В правой лапе грифона он держит серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне «Процветание в единстве».
Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелёгкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути «Из варяг в греки», грифон – символ располагавшихся здесь греческих городов-колоний, со временем стал и символом всего полуострова. Он издревле считался мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.
Об истории их создания мне рассказывал в интервью один из авторов крымской символики - директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. «Герб должен быть понятным и бесспорным. Было решено объединить усилия двух рабочих групп: специалистов по геральдике и художников. В первую группу вошли председатель Крымского геральдического общества Георгий Ефетов и доцент военно-морской кафедры Крымского медицинского института Владимир Ягупов. Во вторую – художник Василий Трусов и дизайнер Владимир Вербицкий и доработать вариант с грифоном.
Окончательный вариант герба и флага авторства объединённой группы Трусова-Мальгина-Ефетова-Ягупова приняла 9 сессия Верховного Совета Республики Крым в сентябре 1992 года. Этот исторический день – 24 сентября 1992 года и стал официальным праздником – Днем государственного герба и флага Республики Крым.