Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 125-летию Н.С. Барсамова
5 ноября исполняется 125 лет со д

Архив новостей

Ноябрь 2017 (17)
Октябрь 2017 (24)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)

К дореволюционным произведениям русского искусства примыкают работы Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918) начала XX в. Стиль эклектики, господствовавший в Европе в 1860-70 гг., породил стиль модерн (фр. moderne - современный). Основной его особенностью стали реминисценции и повторения предыдущих художественных стилей. Художники модерна – Альфонс Муха, А.Н. Бенуа, Густав Климт, Л.С. Бакст, - черпали вдохновение из искусства Азии (особенно Японии), Древнего Египта и других древних цивилизаций.
К модерну обратился и Казас. В его работах, графических и живописных, мы видим восточные мотивы («Богач и бедняк», «Молла Насреддин»), сюжеты ветхой старины и средневековья Европы («Мелисанда»). Отдельную страницу его творчества составляют антики.
Фризовая композиция «Вакханалии» (Б., акв., карандаш, 7х28 см) прорисована карандашом, манера исполнения эскизная. Фигуры помещены на фоне темно-синего неба со светло-коричневыми облаками. Внизу показана темно-зеленая растительность. Этот рисунок перекликается с работой «Вакханалия (вариант)» (Б., акв., карандаш, 10х30,5 см). Движение здесь более развернуто. Пляску обнаженных сатиров и вакханок возглавляет Вакх верхом на черном козле. Фавны, сатиры с леопардовыми шкурами, вакханки - все фигуры прорисованы светло-коричневой акварелью, подчеркнута динамичность движений.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Примыкает к ним и эскиз «Спящий фавн» (Б., тушь. 9х13,5). Буквально физически ощутима тяжесть сна фавна: под ее действием лицо его, тело, ноги с раздвоенными копытами буквально придавлены к земле.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Пластическую мощь рисунка Казаса демонстрирует небольшая работа «Кентавры» (Кентавры. Б., тушь. 11х9 см). Фигура кентавра, приземленная, плотная, показана в сложном ракурсе, со спины, все мускулы показаны в напряжении. Раненная женщина-кентавр, став на дыбы, руками закрывает лицо – устремленная вверх, в последнем прыжке, фигура обмякает. В композиции отсутствует фон, линия горизонта и точки опоры не обозначены, тем не менее, благодаря выверенным пропорциям сохраняется ощущение перспективы, пространства.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
К поэме неизвестного автора «Нимфа и блоха» восходят три рисунка-иллюстрации: «Спящая нимфа» (Б., акв., гуашь. 18х23), «Сатир и нимфа у озера» (Б., акв., гуашь. 18,5х18), «Сатир, догоняющий нимфу» (Б., гуашь, тушь. 36х21,5). Казаса увлекает в них игра линий, контраст белого цвета тела и насыщенных зеленого, синего цветов. В последнем листе в оформлении рамки рисунка справа и сверху угадывается меандровый орнамент, за рамкой со всех сторон листа беглые наброски кистью.

Античные сюжеты в творчестве Михаила Моисеевича Казаса (1889-1918)
К историческому жанру возвращает нас рисунок «Нерон» (Б., акв., граф.кар. 12,2х19). Складки тоги, согбенная спина императора, кулак, спрятанный за спиной – напряжение фигуры противопоставлено простым, легким линиям колоннады.