НИКОЛАЙ БАРСАМОВ И ЕГО УЧЕНИКИ
15 ноября 2019 — 12 января 2020
15 ноября 2019 — 12 января 2020
15 ноября в 14.30 в выставочных залах Симферопольского художественного музея откроется выставка «Николай Барсамов и его ученики». В экспозиции будут представлены произведения крымского живописца Николая Степановича Барсамова (1892–1976) и учеников его феодосийской студии – художников П.К. Столяренко, С.Г. Мамчича, В.А. Соколова, Н.А. Шорина, Б.А. Погребецкого из фондов музея и частных собраний.
Выставочный проект приурочен к 95-летию московской выставки творческого объединения «Жар-Цвет», в которой Н. Барсамов впервые принял участие как профессиональный живописец.
Музейный сотрудник, искусствовед, художник Н.С. Барсамов явился для крымского полуострова подвижником музейного дела, возродившим славу феодосийского собрания И.К. Айвазовского. Н.С. Барсамов исследовал произведения А. Фесслера, Ф. Лагорио, М. Латри, сформировал в искусствоведении термин «крымская художественная школа». Близкий друг М.А. Волошина и К.Ф. Богаевского, он высоко ценил их произведения и стремился к их сохранению в сложное для музейных собраний время.
Талантливый педагог, в феодосийской студии при Картинной галерее имени И.К. Айвазовского Н.С. Барсамов воспитал плеяду крымских мастеров, продолживших традиции киммерийского пейзажа в середине и второй половине XX в. Петра Кузьмича Столяренко (1925–2018) называли современным классиком, советским постимпрессионистом. По воспоминанию Н.С. Барсамова, П. Столяренко «был щедро одарен природой, отличался огромной работоспособностью, которая сохранилась у него и в зрелом возрасте».
В августе 2019 года музей отметил 95 лет со дня рождения Степана Гавриловича Мамчича (1924–1974). В своих солнечных произведениях С. Мамчич соединил традиции Киммерийской школы живописи и авангардной крымской художественной традиции 1950–1970-х годов. Его ровесник – мастер натюрморта Николай Акимович Шорин (1924–2008), продолжил традиции русского сезаннизма во второй половине XX в.
Владимир Александрович Соколов (1923–1997) – тонкий колорист, мастер крымского пейзажа. Образный строй его работ проникнут романтикой, поэтизацией искусства прошлого. Феодосийские памятники старины и архитектурные мотивы стали центральной темой творчества Бориса Ароновича Погребецкого (1930–2013).
Выставка будет интересна широкому кругу зрителей, ценителям крымского искусства, исследователям истории и культуры Восточного Крыма.