После окончания 3 курса Ивановского художественного училища он поступил в Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша. В 1948–1950 годах работал году младшим научным сотрудником в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского, в 1949–1954 — преподавал в Крымском художественном училище. В 1955–1965 годах К. А. Прохоров был председателем Крымского областного отделения Союза художников Украины.
Бернадский В.Д. (1917-2011)
Портрет заслуженного деятеля искусств УССР К. Прохорова. 1970
Холст, масло.
В 1974 году художник с семьей переехал из Крыма в село Орудьево Дмитровского района Московской обл.
В собрании Симферопольского художественного музея хранится 46 произведений К. А. Прохорова (живопись и графика). Среди живописных работ наибольший интерес представляют южнобережные пейзажи «Весной» (1954), «Артек. Беседка Покрышкина» (1956), «Берег в Артеке» (1969).
Ко времени обучения в Крымском художественном училище относятся многочисленные графические портреты крымских художников и известных деятелей искусств. В собрании Симферопольского художественного музея хранится 28 портретов и натурных набросков современников К.А. Прохорова, выполненных карандашом, сангиной и акварелью. Большая часть этих произведений была передана в дар музею автором в 1998 году.
Несомненную ценность для истории крымского искусства имеет карандашный портрет, подписанный автором: «Наш уважаемый педагог в Симф. Худ. Уч. доцент Щеглов М. М.» (1948). Это набросок лица в анфас, рядом справа несколькими линиями намечен рисунок профиля. Михаил Михайлович Щеглов (1885–1955) — талантливый мастер книжной графики, политического плаката и карикатуры. В собрании СХМ хранятся живописные и скульптурные портреты М. М. Щеглова, созданные М. П. Крошицким, А. З. Кацем, И. Е. Доценко, В. А. Соколовым в стенах училища до 1955 года — по устоявшейся традиции педагоги и ученики выступают в качестве моделей на занятиях по рисованию.
Тем же 1948 годом датируется карандашный портрет Леонии Дмитриевны Холкиной (1919–2011(?)), искусствоведа, сотрудника Симферопольской картинной галереи, ответственного секретаря Крымского отделения Союза художников Украины. Портрет детализирован, мягкая прорисовка придает взгляду модели особую выразительность. Выпускница Пермского художественного училища, Л. Д. Холкина приехала в Крым осенью 1944 года по направлению Народного комиссариата просвещения, вместе с директором Я. П. Бирзгалом восстанавливала коллекцию, общалась с художниками, была автором многочисленных статей и заметок о художественных выставках в крымских газетах.
На сангине 1948 года изображен Осип Абрамович Авсиян (1918-2003), который преподавал рисунок, живопись и композицию в КХУ в 1944–1950 годах. К. А. Прохоров подписывает портрет: «Наш педагог К.Х.У. худ. Авсиян О. А.». Изображена голова мужчины в анфас, в кепке с широким козырьком и плотном шарфе на шее. В 1930-е годы художник учился в художественной студии Н. С. Самокиша, в Ленинградской Академии художеств, Московском институте изобразительных искусств им. В. И. Сурикова. В 1944 году О. А. Авсиян создал графическую серию «Севастопольские зарисовки», позднее приобретенную Симферопольской картинной галереей.
Интересен по остроте характеристики портрет Юрия Васильевича Волкова (1921–1991), живописца и графика, учившегося в КХУ в 1939–1940. В 1948 году Ю. В. Волков завершил работу над полотном «Подвиг пяти черноморцев» (собрание СХМ). На портрете отмечены пытливый взгляд и рисунок приподнятых бровей — так художник изучает натуру. Крымский искусствовед Р.Т. Подуфалый посвятил его живописи и графике очерк «Великая Отечественная война в творчестве Ю. В. Волкова»: «Волков — крупнейший крымский художник послевоенного десятилетия. В его творчестве нашли наиболее полное выражение черты нового этапа в жизни искусства Крыма, этапа, определенного войной. Волков в своих произведениях исключительно емко, концентрированно отразил войну, смысл ее событий… Волков не только все повидал на войне, но и через все прошел (подобно шолоховскому Андрею Соколову). Волков — свидетель событий и их непосредственный участник. Его картинам присуща особая правдивость, достоверность. Мне хорошо запомнилась короткая фраза посетителя музея, ветерана войны, сказавшего у картины Волкова: «Все точно! Так было». Это замечательная и предельно лаконичная характеристика его творчества» [Подуфалый, Р. Т. Этюды о крымских художниках, С. 250–251].
Из портретов, выполненных в 1950 году, особой теплотой отмечен образ художника и преподавателя Ивана Андреевича Пантелеева (1904–1994): «Старый наш друг худ. Пантелеев И. А.». Рисунок выполнен сангиной, мужская голова изображена в повороте ¾ влево. Через детали передан характер модели: сдвинутая на затылок кепка с широким козырьком, пристальный взгляд, зажатая в углу рта самокрутка. И. А. Пантелеев окончил Ленинградскую художественную школу, в 1937 году – Институт живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. С 1944 года он жил в Симферополе, преподавал в КХУ, был организатором изостудии в Севастополе, создал графическую серию «Раненый Севастополь» (в фондах СХМ).
Александра Кугушева,
зав.отделом по научно-экспозиционной деятельности
Литература:
Подуфалый, Р. Т. Этюды о крымских художниках / Сост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая; автор послесловия В. Хоришко. – Симферополь: Н. Орiанда. 2021. - С. 250–251.