Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К юбилею Вероники Шевчук
Симферопольский художественн

Архив новостей

Июнь 2018 (14)
Май 2018 (29)
Апрель 2018 (27)
Март 2018 (26)
Февраль 2018 (18)
Январь 2018 (21)

Мерцающий сквозь столетия огонь души

Почти тысячелетие отделяет людей ХХI века от грозных и судьбоносных событий Русского Средневековья. Однако интерес к отечественной истории не только не угасает, но с годами обостряется и усиливается. В Симферопольском художественном музее к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского приурочено торжественное открытие зала религиозного искусства.

Председатель Постоянной комиссии по культуре Государственного Совета республики Крым Светлана Савченко, посетившая музей, отметила особую уместность и значимость этого события:

— Образ преподобного Сергия Радонежского занимает особое место среди святых земли русской. Отец Сергий заложил основу будущей Троице-Сергиевской лавры, благословил князя Дмитрия Донского на битву и победу над супостатами, имел благодать посещения Божией Матери, обещавшей защиту и милость возводимой им обители, оставил юношеству свое знаменитое «Наставление». Поэтому так приятно видеть сегодня на открытии столько молодежи. В молодых душах жива идея обретения духовности, поиска высоких морально-нравственных ориентиров, стремления к совершенству.

— Такое напряжение сил духовных, наверное, испытывали русичи и во дни побед на Куликовом поле в 1380 году, и под Бородиным в 1812-м, и освобождая Крым и Севастополь весной 44-го, — продолжил мысль протоирей Симферопольской и Крымской епархии отец Василий (Павлов). — Приближается праздник Победы и, думаю, будет уместно напомнить, что в эти дни Воинствующая Церковь соединяется с Церковью Торжествующей для прославления подвига освобождения Отчизны от захватчиков. Жизнь человеческая — суть стезя испытаний, и недаром каждый православный христианин имеет ангела-хранителя, а вся страна — великих заступников Божиих. Среди них выделяется поистине титаническая фигура преподобного Сергия Радонежского.

Говоря о чуде перевоплощения и судьбоносных Отечества трудах отца Сергия, невозможно не вспомнить знаменитое полотно Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Художник запечатлел миг, когда обычный деревенский паренек среди белого дня сподобился увидеть великое знамение, определившее всю его дальнейшую жизнь. Явившийся ему святой старец позволил ошеломленному мальчику разглядеть образ церкви во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, которую ему предстояло воздвигнуть. Летописи свидетельствуют, что в 1342 году от Рождества Христова Варфоломей постригся в иноки с именем Сергий, стал великим проповедником, «печальником земли Русской», основателем славной монастырской обители. Прозвание Радонежского получил в память местечка под Москвой, где началось его иночество и была возведена та самая церковь во имя Святой Троицы. По словам современников игумен Сергий «тихими и кроткими словами мог воздействовать на самые загрубелые сердца». Благодаря его влиянию перед началом Куликовской битвы все князья признали главенство великого князя Дмитрия Ивановича, который и возглавил русское войско.

— Духовная деятельность Сергия Радонежского относится к тяжелым временам раздробленности Руси, и неслучайно акафист святого начинается с обращения «Данный России воевода», — уточнила куратор выставки Лариса Бровко. — Еще Николай Рерих писал: «Знак Преподобного является тем воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине». Здесь в экспозиции среди множества произведений представлена работа друга нашего музея — молодого скульптора Алексея Леонова «Сергий Радонежский» (2009). Строгая, лапидарная фигура Сергия представляет подвижника земли Русской в героико-романтизированном облике монаха-воителя, поборника высокой идеи объединения православной Руси.

Особое впечатление производит уникальная «льняная» икона, выполненная известным крымским мастером Владимиром Денщиковым в технике узелкового плетения макраме-коллаж. В этой иконе открывается новая грань дарований святителя — Сергий предстает в образе богослова, праведного духоборца, создавшего на Руси учение о Святой Живоначальной Троице. Лик и руки святого написаны на холсте, а роль драгоценного оклада выполняют многосложные льняные детали. Композиция иконы строится на основе золотого сечения, фигура вписана в равнобедренный треугольник, голова обрамлена арочным нимбом.

— В зале религиозного искусства, — продолжила Лариса Александровна, — размещены более ста экспонатов из фондов нашего музея. Среди них значительную часть составляют иконы XVI—XIX веков, сгруппированные по тематическим разделам: христологические — икона «Рождество Христово» школы Андрея Рублева, которого, как известно, называли «духовным внуком» Сергия Радонежского; мариологические — «Рождество Пресвятой Богородицы»; житийные — «Иоанн Креститель на острове Патмос»; праздничные, домовые, путные и другие. Не меньший интерес, думаю, вызовут у посетителей музея религиозные темы в живописи светских художников XIX—XX веков и произведения декоративно-прикладного искусства. Наша новая экспозиция станет не только частью программы, посвященной празднованию 700-летия Сергия Радонежского, но будет работать постоянно.

Благодарность художникам, организаторам, реставраторам и признательность присутствующим выразила директор музея Ларина Кудряшова:

— 700 лет не иссякает поток людской к мощам преподобного Сергия — воителя, священника, собирателя и строителя земли Русской. Пример его праведной жизни и беззаветного служения через столетия вдохновляет потомков на великие деяния, самосовершенствование и творчество. Вы видите здесь и исполненные по строгим византийским канонам иконы старых русских мастеров-иконописцев, и наивные парсуны народных богомазов, произведения живописцев XIX столетия и работы художников рубежа ХХ—ХХI веков. И я чувствую: столь необычная для такого формата вернисажа теплая, душевная, почти домашняя обстановка на открытии зала иконописи, сложилась именно благодаря не иссякающему интересу к образу преподобного Сергия, духовному творчеству и поиску новых возможностей воплощения высокой идеи в реалиях наших дней.

Общее воодушевление разделили студенты Юридической академии, Крымского университета культуры и туризма, учащиеся Симферопольского технического лицея, музейщики, представители СМИ. Ликующим победным гимном прозвучала в исполнении женского камерного хора Симферопольского музыкального училища имени Чайковского «Патриотическая песня» Михаила Глинки: «Здравствуй, славная столица, сердце родины, Москва!»

На открытии зала иконописи в СХМ побывала Екатерина БОРОДИНА, фото автора
Мерцающий сквозь столетия огонь душиМерцающий сквозь столетия огонь душиМерцающий сквозь столетия огонь душиМерцающий сквозь столетия огонь душиМерцающий сквозь столетия огонь души