Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 260-летию В.Л. Боровиковского
4 августа исполняется 260 лет со

Архив новостей

Август 2017 (12)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)
Апрель 2017 (31)
Март 2017 (25)

К 195-летию Ф.М. Достоевского

11 ноября 2016 г. исполняется 195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

В Симферопольском художественном музее с 06 мая по 29 июня прошла передвижная выставка графики «Читая Достоевского», предоставленная Новгородским музеем-заповедником. Проект «Читая Достоевского» был создан в рамках Года литературы с целью знакомства широкого круга зрителей с большой коллекцией графических работ отечественных художников XX–XXI веков, по произведениям великого русского писателя.

Ф. М. Достоевский – один из самых читаемых в мире. Его называют также одним из самых загадочных русских классиков, пророком. Писатель 19 века, под его знаком прошёл 20 век, его произведения остаются актуальными и современными для нашей эпохи.
«Читайте Достоевского, любите Достоевского,- если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по-русски его и по возможности только его...», - с таким призывом обращался русский поэт Серебряного века Иннокентий Анненский к своим современникам. И в наше время Достоевского «читают», «любят» и «бранят». Выходят новые издания его романов, новые экранизации его произведений.
К литературным образам Ф. М. Достоевского обращались художники с первых журнальных публикаций. И до настоящего времени мастеров разных направлений привлекают его литературные сочинения.

Связь Ф.М. Достоевского с русским художественным миром прослеживается уже в годы обучения в Петербургском военном инженерном училище. Здесь он знакомится с будущим художником круга «передвижников», К.А. Трутовским.
«Он был первым, кто посоветовал юноше заняться рисованием. Дружба и общение с Достоевским оказали большое влияние на формирование мировоззрений будущего художника, его литературных и художественных вкусов. В воспоминаниях о Ф.М. Достоевском художник вспоминает беседы, которые они вели о литературе и искусстве. Именно Достоевский пробудил у Трутовского глубокий интерес к творчеству классиков мировой литературы, обратив его внимание на Шекспира. Но лучше всего запомнилось художнику все то, что говорил будущий писатель о произведениях Гоголя. Достоевский, вспоминает Трутовский, «открыл мне глаза и пояснил всю ту глубину и значение его произведений».(Лашкул З.В. К.А. Трутовский: Жизнь и творчество. – К.: Научна думка, 1974. – 232 с., ил.)
Трутовскому принадлежит и первый портрет Ф.М. Достоевского, 1847 г., (бумага, итальянский карандаш).

Художественный образ писателя сложился еще при его жизни, во многом благодаря портрету кисти В.Г. Перова, написанному в 1872 году по заказу П.М. Третьякова («Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. д-ра филолог. наук В.С. Нечаевой. М.: Просвещение, 1972)
Из воспоминаний жены Ф.М. Достоевского А.Г. Сниткиной: «В эту же зиму П.М. Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г. Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971).
Позднее, в 1880 г. Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает карандашный портрет писателя, точно передавая внешнее сходство.

К 195-летию Ф.М. Достоевского



Портрет Ф.М. Достоевского, хранящийся в фондах СХМ, был создан в 1929 г. выдающимся дореволюционным и советским иллюстратором Владимиром Андреевичем Фаворским (1886-1964). В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства (Фаворский В.А. Избранные произведения. 2-е издание. Макет и художественная редакция Л.М. Штейнера. Репродукции с гравюр для офсета выполнены А.М. Поляк.- М.: Советский художник, 1961)

На ксилографии В.А. Фаворского образ писателя во многом перекликается в живописным портретом В.Г. Перова. В глубокой задумчивости Ф.М. Достоевский стоит перед краем стола со стопкой типографских гранок в руках — оттиск сочинения передан автору для последней правки. На нем темный двубортный сюртук. На столике возвышаются две свечи в подсвечниках и несколько книг, на стене — две иконки. В.А. Фаворский психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя.

« Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М.Достоевский).