Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 260-летию В.Л. Боровиковского
4 августа исполняется 260 лет со

Архив новостей

Сентябрь 2017 (10)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)
Апрель 2017 (31)

146 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

146 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги, представитель русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем.
146 лет со дня рождения А.Н. Бенуа


После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
В эти же годы А.Н. Бенуа принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже. Художник оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). С 1926 г. А.Н. Бенуа жил в Париже, где и скончался.

146 лет со дня рождения А.Н. Бенуа


В постоянной экспозиции музея представлены акварели «Фамильный склеп в парке» (представлен выше) и «В старом парке», датирующиеся концом XIX в. К наиболее интересным произведениям рубежа XIX-XX вв. в коллекции музея относится этюд маслом из версальской серии «Оранжерея Версаля» (1906).
146 лет со дня рождения А.Н. Бенуа146 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

Преобладание пейзажей в «Версальской серии» А.Н. Бенуа легко объяснить: в них художник изображает не столько архитектурный ансамбль времен французского абсолютизма, сколько «свой Версаль», как бы страну поэтических воспоминаний и романтических странствий, в которой царствуют не люди, не владыки, а вечная красота природы и искусства. «Оранжерея Версаля» дышит спокойствием, приглушенные тона пейзажа подчеркивают общее настроение величественной безмятежности.