Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (14)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова


Федотов П. Автопортрет (1848).
Бумага, акварель, тушь, перо. 40,1 х 32,2 см.
Государственная Третьяковская галерея


Павел Андреевич Федотов (1815–1852) – живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли "русским Хогартом" и "Гоголем в красках". Он изображал "человеческую комедию" русского общества 1840-х годов в широком разнообразии "типов" и "положений". Хрестоматийными стали его полотна «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова

Федотов П. Сватовство майора. 1848
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея


Копия знаменитой картины «Вдовушка», наиболее близкой к первому варианту работы, поступила в наше собрание из Государственного Русского музея в 1960 г. Ее создание обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей – вдовством сестры Федотова.
Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В нескольких вариантах картины художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова

Вдовушка (копия)
Холст, масло.
Симферопольский художественный музей


Множество неприметных на первый взгляд деталей дают нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку. Портрет покойного мужа – офицера в мундире, мы видим рядом с иконой на комоде. Забытая с ночи свеча освещает неярким светом корзинку, в которую собраны все вещи бедной вдовушки. На многих других предметах мебели, как и на двери, видны отметки из сургуча, что дает нам понять, что они ей уже не принадлежат. Чем больше мы вглядываемся в составленное на пол серебро, опечатанные предметы и лицо женщины, тем больше мы чувствуем всю бедственность положения: умерев, муж оставил жене множественные долги, оплатить которые у девушки не было возможности.

Федотов долго искал девушку с лицом, выражавшим глубокую скорбь и горе, но по его мнению так и не нашел то, что искал. И хотя его многократно поздравляли с великолепной картиной, он никогда не был ей полностью доволен – на сегодняшний день известны четыре авторских варианта картины.