Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 260-летию В.Л. Боровиковского
4 августа исполняется 260 лет со

Архив новостей

Сентябрь 2017 (10)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)
Апрель 2017 (31)

Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.

Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.


25 марта 1871 года родился Игорь Эммануилович Грабарь (ум. 1960), художник и реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, директор Третьяковской галереи.

Человек удивительной судьбы, ученик И.Е. Репина, участник творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», художник и искусствовед, И.Э. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. В 1918 г. он явился инициатором создания Центральных реставрационных мастерских в Москве, которыми руководил до 1930 г.
В начале 1943 года И.Э. Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников.
Не менее известен И.Э. Грабарь и своими художественными произведениями.
Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.

В коллекции СХМ хранится произведение И.Э. Грабаря «В Крыму (Портрет В. М. Грабарь, жены художника)» (холст, масло). Авторская подпись в левом нижнем углу свидетельствует, что портрет был написан в поселке Магарач близ Ялты (сегодня – Отрадное) в августе-сентябре 1927 г. Сверкающие краски, блики солнца передают ощущение жаркого полдня и свежести древесной тени. На столе, покрытом белой скатертью искусно расположены серебряный кофейник, чайная посуда, тарелки с виноградом, персиком и лимоном.

На портрете изображена Валентина Михайловна Грабарь (1892 - 1959), супруга художника.
В книге «Моя жизнь. Автомонография» 1937 года И.Э. Грабарь подробно описывает события, сопутствующие созданию картины:

«...В июле моя семья уехала в Крым; я последовал за нею в начале августа. Мы поселились на даче И. Т. Сливы, в Магараче, между Ялтой и Никитским садом, в чудесной местности, с дивным видом на панораму Ялты и Ай-Петри, особенно прекрасным в лунную ночь. Несколько раз пробовал писать её по впечатлениям, но она мне не давалась - выходило олеографично.
Я начал большой портрет жены, стоящей у чайного стола, покрытого скатертью, с серебряным кофейником, чайной посудой, тарелкой с персиками и виноградом на нем. Все это происходило в тени большого дуба, бросавшего на стол и фигуру густую тень, разреженную лишь солнечными пятнами. Картина была наполовину закончена, когда в ночь началось землетрясение. Писание пришлось прекратить. Когда толчки несколько смягчились, я начал продолжать портрет к ужасу жены, которая всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения. Он однако не давался: позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались».

Библиография:
Грабарь И. Э. Выставка, посвященная художественной, научной и общественной деятельности. Каталог. М. 1971. Фотография художника во время работы над этой картиной;
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство. 1937. С. 300 - 301.