Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Форум Карта гостя

Архив новостей

Ноябрь 2018 (13)
Октябрь 2018 (30)
Сентябрь 2018 (23)
Август 2018 (8)
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (27)

Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.

Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.


25 марта 1871 года родился Игорь Эммануилович Грабарь (ум. 1960), художник и реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, директор Третьяковской галереи.

Человек удивительной судьбы, ученик И.Е. Репина, участник творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», художник и искусствовед, И.Э. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. В 1918 г. он явился инициатором создания Центральных реставрационных мастерских в Москве, которыми руководил до 1930 г.
В начале 1943 года И.Э. Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников.
Не менее известен И.Э. Грабарь и своими художественными произведениями.
Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.Грабарь И.Э. В Крыму. 1927 г.

В коллекции СХМ хранится произведение И.Э. Грабаря «В Крыму (Портрет В. М. Грабарь, жены художника)» (холст, масло). Авторская подпись в левом нижнем углу свидетельствует, что портрет был написан в поселке Магарач близ Ялты (сегодня – Отрадное) в августе-сентябре 1927 г. Сверкающие краски, блики солнца передают ощущение жаркого полдня и свежести древесной тени. На столе, покрытом белой скатертью искусно расположены серебряный кофейник, чайная посуда, тарелки с виноградом, персиком и лимоном.

На портрете изображена Валентина Михайловна Грабарь (1892 - 1959), супруга художника.
В книге «Моя жизнь. Автомонография» 1937 года И.Э. Грабарь подробно описывает события, сопутствующие созданию картины:

«...В июле моя семья уехала в Крым; я последовал за нею в начале августа. Мы поселились на даче И. Т. Сливы, в Магараче, между Ялтой и Никитским садом, в чудесной местности, с дивным видом на панораму Ялты и Ай-Петри, особенно прекрасным в лунную ночь. Несколько раз пробовал писать её по впечатлениям, но она мне не давалась - выходило олеографично.
Я начал большой портрет жены, стоящей у чайного стола, покрытого скатертью, с серебряным кофейником, чайной посудой, тарелкой с персиками и виноградом на нем. Все это происходило в тени большого дуба, бросавшего на стол и фигуру густую тень, разреженную лишь солнечными пятнами. Картина была наполовину закончена, когда в ночь началось землетрясение. Писание пришлось прекратить. Когда толчки несколько смягчились, я начал продолжать портрет к ужасу жены, которая всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения. Он однако не давался: позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались».

Библиография:
Грабарь И. Э. Выставка, посвященная художественной, научной и общественной деятельности. Каталог. М. 1971. Фотография художника во время работы над этой картиной;
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство. 1937. С. 300 - 301.